Цитата:
если бы такие задания были эффективны, наше общество было бы грамотным - чему-чему, а уж списыванию у нас учат детей ежедневно в течение многих лет!
Не знаю, как в других школах -- у нас (в неплохой московской школе) списывать
не учили. Никто не объяснял ни детям, ни родителям, каким образом добиться того, чтобы ребёнок при списывании не делал ошибок. Просто ругали за ошибки и всё. Такая же ситуация была у многих моих знакомых.
Но если даже повезло и учитель учит списывать, всё равно над этим надо работать дома. В первом классе постоянно, дальше - периодически проверяя, не разучился ли...
По-моему, сформировать такие навыки как списывание, каллиграфическое письмо и др. можно только на индивидуальных занятиях. Даже самая распрекрасная учительница не может во время урока сидеть рядом с каждым учеником, ежесекундно его поправляя. Кто это будет делать - мама, папа, бабушка, репетитор, та же учительница после уроков - неважно.
Начинать надо ещё до школы, есть такие задания для малышей. Даём бумажку, на которой в строчку нарисованы звёздочка, кружок, квадратик, смайлик, что-нибудь интересненькое - можно пофантазировать. Начинаем "переписывать". Кладём бумажку слева, писать будем справа. Посмотрели - проговорили - нарисовали. По одному значку. Такие задания очень хорошо сочетаются с упр. на внимание.
Нам со старшей дочкой очень повезло с учительницей на занятиях кружка по подготовке к школе. Она вела риторику, но ещё время от времени подкидывала нам такие вот листочки и объясняла, что с ними делать. Некоторые мамы возмущались, зачем эта хрень нужна, и она терпеливо объясняла, что это необходимо для навыка списывания.
Если ребёнок уже знает буквы, можно таким образом "переписывать" слова печатными буквами. Например, пишем письмо бабушке. Ребёнок диктует, мама пишет печатными буквами, потом ребёнок "переписывает" своим "почерком".
Здорово, если ребёнок учится музыке ещё до школы. Чтение с листа вырабатывает привычку мгновенно возвращаться глазами к нужному месту на странице.
А вот как учить списывать в школе, это вопрос. Наверное, по мере взросления -- по-разному, в зависимости от того, какие правила уже пройдены. Когда-то мне одна хорошая учительница показала "алгоритм" для 1 класса, мы по нему работали с обеими дочками в началке. В нём списывание сводится к диктовке самому себе с последующей проверкой. Но к концу школы просто передрать один к одному -- это мало. Мне хотелось бы научить младшую дочку критическому подходу к тому, что она видит -- в книгах (там полно опечаток), в интернете.
Кстати, старшую дочку мы допустили к интернету только в 8 классе. Наверняка это сказалось на её грамотности.