Вариант №1

Задание 1 Информационная обработка письменных текстов

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

(1)Греки любили свои спортивные состязания без памяти. (2)На Олимпийские игры народ сходился толпами: состязания стремился увидеть каждый. (3) ... справлялись они в самом разгаре лета. (4)Тогда давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» (5)Имена победителей в соревнованиях были у всех на устах. (6)Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.
(По М.Л. Гаспарову)
  1. Олимпийские игры были чрезвычайно популярны в Греции.
  2. Олимпийские игры проводились в середине лета.
  3. Олимпийские игры смотрели провинившиеся рабы: таким было наказание за различные проступки.
  4. Атлеты становились популярными, а победителей Олимпийских игр знали все.
  5. Олимпийские игры были важным событием в Древней Греции, популярность их была огромной.

Как правильно записать ответ:

15 <или> 51

Комментарий:

Главная информация — основная, важнейшая, ради её передачи создан текст: Олимпийские игры в Греции были очень важным и популярным событием. 

Задание 2 Средства связи предложений в тексте

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово.

(1)Джероламо Кардано — великий итальянский учёный. (2)В своей научной деятельности Кардано был энциклопедистом, однако энциклопедистом-одиночкой, что характерно для эпохи Возрождения. (3)Лишь через полтора века появились первые академии, в которых ученые специализировались в более или менее узких областях. (4)... в таких коллективах можно было создавать подлинные энциклопедии. (5)Энциклопедист-одиночка не в состоянии в достаточной степени проконтролировать все сообщаемые им сведения. (6)В случае Кардано большую роль играли особенности его личности, его психического склада. (7)Он верил в чудеса, предчувствия, демонов, в свои собственные сверхъестественные возможности.
(По С.Г. Гиндикину)
  1. Однако
  2. Хотя
  3. Что
  4. И
  5. Когда

Как правильно записать ответ:

4

Комментарий:

Известно: Через полтора века появились академии. Учёные специализировались в них в узких областях. Новое: ... в таких коллективах стало возможным создавать энциклопедии. Новая информация подаётся последовательно: нужен соединительный союз и.

Задание 3 Лексическое значение слова

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом (7) предложении текста.

(1)Джероламо Кардано родился 24 сентября 1501 г. в Павии. (2)Его отец — Фацио Кардано, образованный юрист с широкими интересами, упоминается у Леонардо да Винчи. (3)Он был первым учителем сына. (4)Окончив университет в Падуе, Джероламо решает посвятить себя медицине. (5)Он был незаконнорожденным ребенком, ... это закрыло ему доступ в коллегию врачей Милана. (6)Кардано долго практиковал в провинции, пока в августе 1539 года его все же не приняли в коллегию, специально изменив для этого правила. (7)Кардано был одним из самых знаменитых врачей своего времени, вероятно, вторым после Андрея Везалия, его друга.
(По С.Г. Гиндикину)

ВРЕМЯ, времени, ср.

  1. Мера длительности всего происходящего, существующего. Последовательная смена минут, часов, дней, лет и т.п. Примеры: по московскому времени, время идёт, промежуток времени.
  2. Промежуток, отрезок в последовательной смене часов, дней, лет... Примеры: терять время, провести время, свободное время, трудное время.
  3. Момент в последовательной смене часов, дней, месяцев, лет... Примеры: засечь время, точное время, время обедать.
  4. (Чаще во множ. ч.) Период, эпоха в жизни народа, общества, государства, человечества. Примеры: во времена Шекспира, во времена Екатерины, в советское время.
  5. Филос. Всеобщая объективная форма существования материи, проявляющаяся в длительности и последовательности, неотъемлемо от движения. Примеры: пространство и время, материя не может двигаться вне времени.

Как правильно записать ответ:

4

Комментарий:

Своего времени — в период своей жизни; в то время, когда жил Кордано. 

Задание 4 Орфоэпические нормы (постановка ударения)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • бАнты
  • обзвонИт
  • дозвонЯтся
  • полИла
  • дОсуха

Как правильно записать ответ:

полила

Комментарий:

Глагол лить и его производные в форме ж.р. произносится с ударением на окончании: полила´, разлила´, долила´, налила´, перелила´ и др.

Задание 5 Лексические нормы

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Как о лекарственном растении НАПОМИНАНИЕ о ней встречается ещё у античных авторов, и видовое её имя Artemisia восходит к имени греческой богини охоты Артемиде.
  • Запрос обязательно должен содержать дату, ИСХОДЯЩИЙ номер и полное наименование юридического лица.
  • ДЕЙСТВУЮЩИЙ закон следует соблюдать.
  • У меня нет ДЕЛОВЫХ связей.
  • Удар мячом, и мою ногу пронзила НЕСТЕРПИМАЯ боль.

Как правильно записать ответ:

упоминание

Комментарий:

Упоминание — слова, сказанные вскользь; информация, ими выражаемая, не является основной. Из контекста ясно, что у античных авторов не было цели кому-либо что-либо напомнить.

Задание 6 Морфологические нормы

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ХОТЯТ
  • МАШУ
  • СВЕЖЕЕ иваси
  • разделим ПОПОЛАМ
  • тарелка МАКАРОН

Как правильно записать ответ:

свежая

Комментарий:

Иваси — сельдь, слово ж.р., поэтому прилагательное в ж.р.

Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) В журнале «Наука и жизнь» были опубликованы лучшие партии-миниатюры всех тринадцати шахматных королей золотого века — от Стейница до Каспарова.

2) Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.

3) Мы мечтаем о будущем, стремимся, но до поры оно остаётся неизведанным и недостижимым.

4) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.

5) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

6) Рентгеновские лучи, имеющие очень малую длину волны, — важный инструмент исследований в различных областях химии, физики, биологии и прикладных наук на атомарном и молекулярном уровне.

7) Отец рассказывал, что первой его машиной были «Жигули» и что купил я её в 1980 году.

8) Только благодаря хорошей реакции я смог преодолеть препятствие.

9) Составляя гербарий из растений, они были вклеены в большой альбом из плотной коричневатой бумаги и смотрелись великолепно.

Как правильно записать ответ:

А Б В Г Д
9 5 7 2 3

Комментарий:

А: 9 (неправильное построение предложения с деепричастным оборотом)

Не соблюдается главное условие: в предложении с деепричастным оборотом основное и дополнительное действия совершаются одним субъектом действия, выраженным подлежащим. А здесь получается, что составители гербария были вклеены и смотрелись...

Б: 5 (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)

Правильно: вопреки (чему?) указанию — Д. п.

В: 7 (неправильное построение предложения с косвенной речью)

Восстановим прямую речь: «Первой моей машиной были «Жигули», и купил я её в 1980 году». При переводе в косвенную речь местоимения 1 л. заменяются на соответствующие им местоимения 3 л. Правильно: ... и что купил он её в 1980 году.

Г: 2 (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

Сказуемое должно быть в форме мн. ч.: выросли.

Д: 3 (ошибка в построении предложения с однородными членами)

У глаголов мечтать и стремиться разное управление: мечтать (о чём?) о будущем, стремиться (к чему?) к будущему.

Задание 8 Правописание корней

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • к...нфорка
  • р...месло
  • з...мной
  • м...линник
  • с...реневый

Как правильно записать ответ:

земной

Комментарий:

Проверочное слово — зе´мли.

Задание 9 Правописание приставок

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • пр...везти, пр...взойти
  • пр...щепка, пр...дсказатель
  • и...готовленный, и...коренить
  • ...горбленный, ...копировать
  • и...ключение, и...неженность

Как правильно записать ответ:

сгорбленныйскопировать <или> скопироватьсгорбленный

Комментарий:

Приставка с в разных позициях пишется одинаково: перед гласными и сонорными (звонкими непарными), перед звонкими согласными, перед глухими согласными: сыграть, смыть, сдача, справа.

Задание 10 Правописание суффиксов различных частей речи

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  • надоедл...вый
  • груш...вый
  • обессмысл...вать
  • благоустра...вать
  • заиск...вать

Как правильно записать ответ:

грушевый

Комментарий:

ев — суффикс прилагательных, он же в словах: бельевой, кольцевой.

Задание 11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  • уме...шь
  • бор...шься
  • постав...шь
  • заболе...шь
  • плещ...шься

Как правильно записать ответ:

поставишь

Комментарий:

Поставить — гл. 2 спр.

Задание 12 Правописание НЕ и НИ

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Год закончился, а от неё всё ещё (не)было вестей.
  • У Батюшкова была тяжёлая судьба, (не)пощадившая его молодость и талант.
  • Я люблю молодую картошечку: её (не)нужно чистить.
  • Сашка страдал от (не)разделённой любви.
  • Мечтой Рудольфа Дизеля был (не)лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя — он мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.

Как правильно записать ответ:

неразделённой

Комментарий:

Здесь нет ни противопоставления, ни зависимых слов. Сравним: Сашка страдал от не разделённой ею любви.

Задание 13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Во время драки он не понимал, (ПО)ЧЕМУ лупит, ему легко мог подвернуться под руку КТО(ТО), кто к ссоре вообще отношения не имел.
  • (НА)СЧЁТ времени не беспокойтесь: я вас не тороплю, (ПО)ТОМУ что понимаю, что задача перед вами поставлена сложная.
  • (В)ПОСЛЕДСТВИИ Николай I (НИ)РАЗУ не пожалел о принятом им решении.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ года мы не встречались и (В)ПОСЛЕДСТВИИ жалели об этом.
  • (ПО)ТОМУ, что говорил наш оппонент, было ясно, что он ТО(ЖЕ) уверен в правильности наших выводов.

Как правильно записать ответ:

насчётпотому <или> потомунасчёт

Комментарий:

Насчёт — предлог, синоним предлога о. Потому что — союз причины.

Сравним: Деньги положите на счёт. По тому, как вы мне всё описали, я не могу рассудить, кто прав.

Задание 14 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. 

Во главе огром(1)ой, прекрас(2)о обуче(3)ой и великолеп(4)о оснащё(5)ой армии стоял Наполеон.

Как правильно записать ответ:

124 <или> любая последовательность этих цифр

Комментарий:

Н: огромный ( н —суффикс прилагательных), прекрасно —наречие, оно образовано от прилагательного прекрасный, одна буква н в корне, как и в словах: красный, ясный; великолепно — (суффикс н в наречии, образованном от прилагательного великолепный).

НН: обученный, оснащённый (в суффиксах причастий еннённ).

Задание 15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Многие русские авторы не были переведены на итальянский язык и изданы в Италии.
  2. В Коломне как и в Зарайске в XVI веке резко увеличивается количество каменных строений в кремлях и монастырях и они придают этим русским городам особую выразительность.
  3. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  4. Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности.
  5. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.

Как правильно записать ответ:

34 <или> 43

Комментарий:

3. Солнце зашло и на землю опустился туман.

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет его части: Солнце зашло,/1 и на землю опустился туман2. Здесь нет общего распространителя, относящегося к обеим частям, как в примере: Вечером зашло солнце/1 и на землю опустился туман2.

4. Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности.

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет его части: Толстые ковры заглушали шаги,/1 и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности2.

Задание 16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сверхъестественное — философская категория(1) обозначающая(2) области бытия(3) воспринимаемые сознанием(4) как необъяснимое.

Как правильно записать ответ:

13 <или> 31

Комментарий:

Обособленное определение к слову категорияобозначающая области бытия — находится в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми 1 и 3. Обособленное определение к слову бытиявоспринимаемые сознанием как необъяснимые — также стоит после определяемого слова, но находится в конце предложения, поэтому выделяется запятой 3. Запятая 4 перед как не нужна: здесь нет сравнения.

Задание 17 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

По мнению Джорджа Вашингтона(1) дисциплина — душа армии. Иными словами(2) она способна превратить немногочисленное войско в могучую(3) и даже(4) непобедимую силу.

Как правильно записать ответ:

12 <или> 21

Комментарий:

Запятые 1 и 2 выделяют вводные сочетания. И — союз, даже — частица. Такие слова запятыми не выделяются.

Задание 18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Постоянные читатели знают(1) что(2) в журнале публикуются статьи(3) в которых(4) исследуются математические особенности шахматных фигур.

Как правильно записать ответ:

13 <или> 31

Комментарий:

Сложное предложение из 3-х частей, соединённых последовательной подчинительной связью. Постоянные читатели знают,/1 что в журнале публикуются статьи,/2 в которых исследуются математические особенности шахматных фигур3. Запятые после союза что и союзного слова который не нужны.

Задание 19 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В России цифры, свидетельствующие о развитии мобильного Интернета(1) пока скромные, но(2) если посмотреть все данные(3) то станет ясно(4) что есть все основания ожидать выхода российской мобильной аудитории на европейский и даже американский уровень.

Как правильно записать ответ:

134 <или> любая последовательность этих цифр

Комментарий:

Обособленное определение свидетельствующие о развитии мобильного Интернета выделяется запятыми с двух сторон, поэтому нужна запятая 1. Запятые 3 и 4 разделяют части сложного предложения: если посмотреть все данные,/1 то станет ясно,/2 что...3. Запятая 2 между союзами но и если не ставится, так как далее есть то.

Текст для заданий 20—24.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)Я вспомнил рассказы матери: с выездной редакцией «Комсомолки» она попала в Сталинград вскоре после освобождения. (2)Надо было налаживать выпуск газеты и одновременно заниматься детьми: в городе оказалось неожиданно много детей, загадочным образом переживших зиму на линии фронта. (3)И вот теперь их собирали, откармливали, лечили. (4)Для самых мелких — «детские сады»: выберут среди развалин место поровнее, посадят человек двадцать в перевёрнутые немецкие каски. (5)А над всем — девушка-боец с автоматом. (6)Она — и воспитатель, и заведующая, и завхоз, и охранник. (7)Днём солдаты приносят еду, а на ночь малышей укрывают в ближайшем подвале: там есть тюфяки, одеяла и печка-буржуйка.
(8)Летом на другом берегу Волги устроили пионерский лагерь — дети жили в шатровых солдатских палатках. (9)Для развлечения и боевой подготовки то и дело проводились военные игры. (10)Как-то заметили, что один парнишка уклоняется от военных игр, и пристыдили его, обвинив в трусости. (11)В ответ он неохотно предъявил медаль «За отвагу» и сказал, что с деревянным автоматом бегать не будет, ну а если понадобится, сможет и оборону организовать, и наступление.
(12)Сообщили военруку-инвалиду. (13)Тот пришёл и, побеседовав, велел отрока больше не трогать: «Свой парень — фронтовик», но при этом выглядел заметно встревоженным. (14)Той же ночью оба фронтовика по-разведчески незаметно пробрались за территорию лагеря, и мальчонка сдал свой тайник — до утра топили в реке пистолеты, гранаты, боеприпасы, с помощью которых и предполагалось организовывать хоть оборону, хоть наступление.
(15)А первого сентября открыли первую школу: ремонт закончили только к утру, сильно пахло сырой штукатуркой. (16)Молоденькая учительница, присланная из Москвы, начала урок. (17)Она торжественно поздравила всех с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, с открытием первой школы, с началом учебного года, а потом стала называть фамилии учеников и расспрашивать о родителях. (18)Дети отвечали.
(19)— Отец погиб на войне, мать угнана в Германию.
(20)— Отец погиб на войне, мать убита в бомбёжку.
(21)— Погиб…
(22)— Убита…
(23)— Убит…
(24)Учительница выбежала в коридор и, прижавшись лицом и всем телом к невысохшей ещё стене, даже не зарыдала, а завыла, истошно, пронзительно. (25)Девушки-штукатуры, стоявшие у дверей, тоже плакали. (26)А когда ученики, вышедшие из класса, стали всех успокаивать, завыли и девушки, и общий вой достиг какой-то невероятной силы и высоты. (27)Учительница, перемазанная в штукатурке, обессилено сползла на пол.(28) В конце концов ребята всех успокоили, взрослые вытерли слёзы, отмыли учительницу, и занятия благополучно продолжились. (29)Вот, собственно, и всё, что я мог рассказать…
(По Я.А. Шипову «Овсяное печенье»)

Задание 20 Смысловая и композиционная целостность текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. Нервы не выдерживали даже у взрослых: и учительница, и девушки-штукатуры плакали от отчаяния.
  2. Молоденькая учительница была потрясена, узнав, что все её ученики остались сиротами.
  3. Детей в «детских садах» не кормили, спали они прямо на улице.
  4. Учительница поздравила детей с началом учебного года, а потом начала знакомиться с детьми.
  5. Школу для детей открыли только зимой.

Как правильно записать ответ:

124 <или> любая последовательность этих цифр

Комментарий:

1. Нервы не выдерживали даже у взрослых: и учительница, и девушки-штукатуры плакали от отчаяния.

 См. предложения 24 и 25.

2. Молоденькая учительница была потрясена, узнав, что все её ученики остались сиротами.

См. предложение 24. 

4. Учительница поздравила детей с началом учебного года, а потом начала знакомиться с детьми.

 См. предложения 17 и далее.

Задание 21 Функционально-смысловые типы речи

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. В предложениях 15-17 представлено умозаключение.
  2. В предложении 9-14 содержится повествование.
  3. В предложении 25-28 содержится повествование с элементами описания.
  4. В предложениях 1-3 представлено повествование.
  5. В предложениях 4-7 содержится рассуждение.

Как правильно записать ответ:

234 <или> любая последовательность этих цифр

Комментарий:

2. В предложении 9-14 содержится повествование.

Повествование: события и действия сменяют друг друга (проводили военную игру, заметили особое поведение мальчика, обвинили его, пристыдили; выяснилось, что мальчик — фронтовик, сообщили военруку, тот, поговорив с парнем, велел его не трогать; мальчик раскрыл свой тайник с оружием, которое потом утопили).

3. В предложении 25-28 содержится повествование с элементами описания.

Повествование: события и действия людей сменяют друг друга (девушки плакали, вышли дети, стали всех успокаивать, девушки заплакали ещё сильнее, учительница сползла на пол; ребята всех успокоили, учительницу отмыли, занятие продолжилось). Элементы описания: девушки, стоявшие у дверей; ребята, вышедшие из класса; описание плача, описание учительницы. 

4. В предложениях 1-3 представлено повествование.

Повествование: события и действия разнесены по времени (автор вспомнил, как его мать рассказывала о Сталинграде после освобождения его нашими войсками, она попала туда с выездной редакцией газеты, они работали и заботились о детях: собирали, кормили, лечили детей, которых в городе было много).

Задание 22 Лексическое значение слова

Из предложений 1-2 выпишите устойчивые сочетания.

Как правильно записать ответ:

налиниифронтазагадочнымобразом <или> линияфронтазагадочнымобразом

Комментарий:

на линии фронта, загадочным образом

Ответ в форме, встречающейся в тексте. Это устойчивые сочетания: линия фронта, загадочным образом.

линия фронта, загадочным образом

Ответ в начальной форме. Загадочным образом — наречное сочетание.

Задание 23 Средства связи предложений в тексте

Среди предложений 15-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Как правильно записать ответ:

17

Комментарий:

Личное местоимение: она.

Задание 24 Речь. Языковые средства выразительности

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

В рассказе «Овсяное печенье» повествование ведётся от первого лица. Воссоздавая картину спасения детей в Сталинграде вскоре после освобождения города, писатель опирается на впечатления участницы событий, матери рассказчика.
Создать запоминающееся повествование помогают средства языковой выразительности. В данном фрагменте использованы (А)___________(например, в предложениях 3, 6, 14, 17), (Б)_____________(например, «Комсомолка» (в предложении 1), «мелкие» (в предложении 4), «парнишка» (в предложении 10). Динамичность и драматизм придаёт такие синтаксические средства, как (В)_____________(предложения 21, 22, 23) и синтаксический параллелизм. Автор широко использует (Г)__________(к примеру, «оборона» — «наступление» (в предложениях 11 и 14), «истошно», «пронзительно» (в предложении 24) и другие лексические средства.

Список терминов:
1) парцелляция
2) синонимы и антонимы
3) эпифора
4) сравнения
5) метафоры
6) разговорная лексика
7) ряды однородных членов
8) неполные предложения
9) риторический вопрос

Как правильно записать ответ:

A Б В Г
7 6 8 2

Комментарий:

A: 7

 Предложение (3): собирали, откармливали, лечили; предложение (6): и воспитатель, и заведующая, и завхоз, и охранник; предложение (14): пистолеты, гранаты, боеприпасы; предложение (17): поздравила, стала называть, расспрашивать;  с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, с открытием первой школы, с началом учебного года. 

Б: 6

«Комсомолка», «мелкие», «парнишка» — слова обиходно-бытовой разговорной речи.  Употребление их в других стилях речи может быть совершенно неуместным. 

В: 8

Это неполные предложения: в них пропущены подлежащие (к примеру, мать, отец). 

Г: 2

Антонимы: оборона — наступление,  синонимы: истошно, пронзительно.