Cityann, здесь прозвучало много ценных советов. Я тоже хочу подключиться к общему разговору, что-то резюмировать, какие-то мнения поддержать, а о чем-то только начать размышлять вместе с вами. Хочу обратить ваше внимание на некоторые важные моменты.
Программа для 6 класса в вашей школе достаточно насыщенная. Но в ней нет ничего такого, что было бы ребятам не по силам. В отличие от других авторов, С.И.Львова и В.В.Львов ориентируются на современных детей, что уже хорошо. Это проявляется в самых разных аспектах учебника: в оформлении и лексическом наполнении, подаче материала и системе заданий. Да, не все идеально. См., например, часть 3 (Приложение к учебнику). Сама идея дать в руки ребятам исходный справочный материал мне очень нравится, но конкретные списки слов меня огорчили. См.:
http://russkiy-na-5.ru/articles/616Авторы подчеркивают четыре главные особенности своего учебника:
1. Ориентацию на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие детей.
2. Связь нашего предмета с другими школьными предметами.
3. Систематическое и целенаправленное развитие речи детей.
4. Соответствие новому образовательному стандарту по русскому языку.
Важно, что все это не пустые слова: авторам действительно удалось реализовать эти принципы на практике.
Теперь самый интересный вопрос: готов ли ваш сын к тому, чтобы заниматься по этому учебнику. Вы рассказали нам, что он довольно грамотно пишет. При этом чисто лингвистическая база у него пока не сформирована либо не сформирована в должной мере. А программа этого требует, причем довольно жестко. Будьте морально готовы к тому, что вы можете столкнуться с эффектом, описанным в материале:
http://russkiy-na-5.ru/articles/129 — что поделаешь, детишкам с врожденной грамотностью учиться в наших школах совсем не легче, а, напротив, труднее. Все ваше освоение теории должно идти таким образом, чтобы это негативно не сказалось на уровне грамотности. За этим следует пристально наблюдать.
Что должен узнать ваш сын в этом году? Важные понятия.Функциональные разновидности языка (с.5-8)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (с.42 и дальше)
Члены предложения
Главные — второстепенные члены предложения
Грамматическая основа предложения
Односоставные предложения (без классификации односоставных предложений)
Простое предложение с осложнённой структурой (с.57)
Сложные предложения. Союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) — бессоюзные сложные предложения
Предложения с прямой речью (с.70 и далее)
Диалог
Текстоведение (с. 79)
Смысловые части текста, темы, идеи, микротемы (с.80)
Зачин — развитие темы — концовка
Простой — сложный план текста
Связь предложений в тексте (с.88 и далее)
Последовательная (цепная) связь предложений(с.89)
Параллельная связь предложений в тексте (с.93)
Сочетание разных видов связи (с. 95)
Абзац
Смысловая связь предложений в тексте
Лексический повтор
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Рассказ (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)
Сравнение (с.157)
МорфологияЧасти речи
Имя существительное
Имя Прилагательное
Глагол
Деепричастие и причастие (рассматриваются как особые формы глагола, а не как отдельные части речи)
Имя числительное
Местоимение
Каждая часть речи рассматривается по сходному плану, включающему не только грамматические признаки слов данной части речи, но и еще три аспекта:
Словообразование (Здесь требуется осмысление и опыт разборов)
Правописание (Здесь требуется осмысление того, как работает правило, опыт применения правил и узнавания орфограмм)
Культуру речи (Делать все задания!)
ОРФОГРАФИЯ. В чем нужно легко ориентироваться?Разделы русской орфографии (с.11)
Орфограммы:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ СЛОВ
Гласные, проверяемые ударением
Гласные, не проверяемые ударением
Чередующиеся гласные в корнях
Ы-и (с.16)
Непроизносимые согласные
Удвоенные согласные
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
ПРАВОПИСАНИЕ СУФИКСОВ
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
Ъ и Ь
СЛИТНЫЕ, РАЗДЕЛЬНЫЕ, ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ
Видите, как много всего!
Вам обязательно нужно сделать план, по которому вы будете работать. Не очень жесткий. Если какие-то темы хорошо пойдут, не топтаться на одном месте, а двигаться дальше. План все время корректировать и исправлять. То есть вам нужен
гибкий план.
Я бы рекомендовала многое прорабатывать устно, но при этом построить работу так, чтобы ваш сын каждую неделю писал изложения, диктанты, словарные диктанты и сочинения. Каждую неделю следует тренировать разборы (они заставляют помнить обо всем, ничего не забывать). У нас на сайте в разделе, посвященном разборам, есть рубрики: Первые шаги — подготовительные задания. Это очень серьезный этап общей подготовки. Это похоже на то, о чем писала Ольга Михайловна. Но она пока ориентировала вас на распознавание частей речи. Без этого нет Морфологии, которой вы по программе 6 класса и должны серьезно заниматься прежде всего. Похожие базовые умения формируются и при изучении других уровней языка: Фонетики, Морфемики, Словообразования, Синтаксиса. Если вы откажетесь от письма в пользу устной отработки материала, это повлечет плохие последствия. Отвечать на вопросы ваш сын будет правильно, а писать нет. Скорость письма еще больше снизится.
Обязательно поработайте с нашим Справочником по орфографии. Первые 45 параграфов вы должны знать отлично. Но это не все. Также ваш сын должен знать параграфы: 46, 47, 58, 76, 87, 90, 91., т. е. всего 52 параграфа. Видя слово, он должен видеть, какая орфограмма в нем представлена. К концу года нужно активно владеть материалом первых 99 параграфов. Первой частью, содержащей "старые" правила, занимайтесь поактивнее. Там не должно быть серьезных проблем. Делайте тесты к каждому правилу. Это всего несколько минут, но работа исключительно полезная.
Относительно погружения. Это очень эффективно для того, чтобы начать понимать что-либо, начать разбираться в предмете. Это не означает, что потом русский нужно забросить. Им нужно будет заниматься, но в практическом отношении. Т.е. принцип, как в математике: Понял теорию, решай задачи. У нас так же: понял теорию, закрепляй знания, оперируя ими: делай разборы, тесты, пиши изложения и сочинения. Практикой нужно заниматься весь год. Ваш сын постоянно должен что-то писать. Учите проверять написанное и работать с черновиком.
P.S.
Я думаю, что очень помогут Фонетический и Морфемный словари. Скоро мы откроем и Словообразовательный словарь.
С любыми конкретными вопросами обращайтесь! Успехов вам!