Сочинение по тексту Ю. Полякова

Текст

Светоносный
(1)Когда-то любомудр Дмитрий Веневитинов заметил: «Приписывать Пушкину лишнее — значит отнимать у него то, что истинно ему принадлежит». (2)В праздничном бесновании мы горазды на приписки, излишние восторги и филологические фейерверки. (3)А ведь если разобраться, нашему национальному гению в XX веке на юбилеи не везло. (4)Грандиозно отпразднованное в 1937-м столетие со дня его гибели совпало с годом, ставшим символом послереволюционного террора. (5)Да, в двадцатые годы народу извели куда больше. (6)Да, как раз к середине тридцатых революция начала пожирать своих жестоких, запачканных кровью отцов и детей. (7)Однако именно 1937 год, не самый кровавый год террора, в нашем общественном сознании и в нашем коллективном бессознательном стал черным нумерологическим символом… (8)Кто знает, может быть, именно потому и стал, что был еще и 1837 год?

(9)Но парадокс истории в том, что, устраивая грандиозные торжества в честь «солнца русской поэзии», склонный к знаковым поступкам Сталин в определенном смысле отмечал возвращение России на свой традиционный имперский путь из тупика интернационалистского прожектерства. (10)И эта символика, конечно, многими современниками угадывалась.

(11)Пушкин, мучительно размышляя о Великой французской революции и многое предвидя в будущей российской истории, писал в стихотворении «Андрей Шенье»:

Мы свергнули царей.
Убийцу с палачами
Избрали мы в цари.
О ужас! О позор!
Но ты, священная свобода,я
Богиня чистая, нет, не виновна ты
В порывах буйной слепоты,
В презренном бешенстве народа.

(12)Кстати, в годы послереволюционной «варваризации» и бешенства не столько народа, сколько интеллигенции, в годы, когда чуть ли не вся прежняя Россия признавалась позорным недоразумением, многое удалось уберечь, сохранить именно благодаря Пушкину. (13)Все накопленное, как в сказке, скаталось в космическое яйцо пушкинианы и пережило трудное время, когда уже не нужно было «мстить за Пушкина под Перекопом», а если уж и судить Онегина, то не за крепостничество, а за потерю единственной в его жизни подлинной любви
(14)Без Пушкина не смогли обойтись ни декабристы, ни самодержцы, ни революционные демократы, ни белые, ни красные, ни советские, ни антисоветские, ни постсоветские… (15)В строках Пушкина, в этом, по известному выражению, «светском евангелии», во все эпохи искали не только «тайны вечности и гроба», но и ответы на иные, порой до смешного сиюминутные вопросы. (16)Для власти Пушкин был авторитетом, чья правильно истолкованная строка могла оправдать любой поступок, даже такой, за который вспыльчивый африканец надавал бы по щекам. (17)К сожалению, борцы за свободу обходились с Пушкиным почти так же.
(18)Александр Блок писал: «Великие художники русские — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой — погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке: ибо они верили в свет, они знали свет. (19)Каждый из них, как весь народ, выносивший их под сердцем, скрежетал зубами во мраке, отчаянье, часто злобе. (20)Но они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна».

(21)Да, Пушкин знал свет! (22)Этим светом пропитаны его сочинения, да и вся жизнь его светоносна. (23)Когда мы читаем его строки, этот свет льется нам в душу, освещая самые ее потайные глубины. (24)Свет мысли «умнейшего мужа России» помогает нам сегодня отвечать на мучительные вопросы о судьбе Отечества. (25)Пушкин старался понять и Петра, который «уздой железной Россию поднял на дыбы», и несчастного Евгения, крикнувшего отчаянное «Ужо тебе!..» безжалостному царю-окнорубцу, и Пугачева, ведь через его «окаянство» Бог наказывал Россию… (26)Прежде всего в этом всепонимании и заключена знаменитая всеотзывчивость Пушкина.

(27)Пушкин — световой код, с помощью которого Россия сама себя открывает, разгадывает, расшифровывает. (28)Кто знает, быть может, пушкинский «либеральный консерватизм», как определил взгляды своего гениального друга П. Вяземский, и есть наша столь безуспешно искомая национальная идея…

                                                                                                                                                                                                                                       (Ю. Поляков) 

Сочинение

Автор: Ася Джигкаева

Какую роль играет творчество Пушкина в нашей жизни? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания писателя Юрия Полякова.

Что значит для нас творчество Пушкина? В чем загадка поэта, без которого, по справедливым словам Ю. Полякова, не смогли обойтись ни декабристы, ни самодержцы, ни белые, ни красные, ни антисоветские, ни постсоветские? «Свет мысли» в произведениях великого поэта и сегодня помогает нам искать смысл собственной жизни и «отвечать на мучительные вопросы о судьбе Отечества».  Личность поэта и его сочинения несут в себе «световой код», необходимый для национального самосознания русского народа.

Все понимают, что роль творчества А.С. Пушкина в жизни нашей страны невозможно переоценить, что представить себе русскую литературу,  историю, русский народ, саму Россию без личности поэта невозможно. Но Ю. Поляков предложил очень точный образ, позволяющий глубже осмыслить загадку феномена Пушкина.  Действительно, все сочинения великого поэта проникнуты светом, который «льется нам в душу, освещая самые ее потайные глубины». Именно в строках Пушкина люди всегда находили ответы как на самые трудные, так и на «порой до смешного сиюминутные вопросы». Юрий Поляков полагает, что именно имя Пушкина и его творчество несут в себе пока «безуспешно искомую национальную идею», которая могла бы объединить и вдохновить Россию наших дней.

Я разделяю точку зрения автора. Мне также кажется, что в жизни каждого из нас Пушкин занимает особое место, потому что произведения поэта помогают нам находить ответы на самые сложные жизненные вопросы. 

Я вспоминаю повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой произведения, оказавшись в сложной жизненной ситуации, проявляет себя человеком мужественным и стойким. Он остается верен своей любви к Маше Мироновой до конца, не отказывается от своих принципов, помня завет своего отца. Гринев не соглашается перейти на сторону Пугачева, не может поступиться своими принципами. Это человек чести, на которого хочется равняться. Это произведение учит нас оставаться честными и быть верными своим принципам в любой жизненной ситуации.

Обратимся к замечательному стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта». Искренне скорбя об утрате «дивного гения» русской поэзии, Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина не только Дантеса, но и весь высший свет: «пал, оклеветанный молвой». Для нас важно, что лермонтовские строки подчеркивают и всенародное значение творчества Пушкина:

Заброшен к нам по воле рока,
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что в творчество А.С.Пушкина  — это один из неиссякаемых источников нашей национальной культуры, это тот свет, которым освещена и наша жизнь.