Технология написания сочинения по русскому языку. Психологические установки, ведущие к успеху

ЕГЭ перевалил пятнадцатилетний рубеж. Сколько сочинений написано! А книжек, статей, рекомендаций?! Кстати, любым ли рекомендациям можно (и нужно) доверять? Я, автор этого сайта, считаю, что далеко не любым. Я обязательно покажу ошибочность и даже вредность некоторых распространённых рекомендаций и не менее распространённых мнений, но немного позднее. И примеры приведу, чтобы не быть голословной. Материал у меня собран предостаточный. Здесь обобщён шестилетний опыт моей работы с вашими предшественниками, выпускниками разных лет. Поток работ, которые ребята присылают на сайт, не иссякает. И что интересно, вы все разные, живёте в разных частях страны, учитесь в разных школах у разных учителей, но почему-то пишете очень и очень похожие сочинения. Сочинения-клоны с одними и теми же просчётами, ошибками, неверно избранными тактическими ходами и даже одними и теми же формулировками. Это и дало толчок идее учить, показывая, как не надо работать, как не нужно готовиться, как не следует писать, словом, как избежать повторения неудач.

Внимание:

90% неудач связаны с недостатком или неверным пониманием информации.

О том, что ничего особенного на экзамене от вас не требуется, я уже писала. А здесь я хочу объяснить, как готовиться к сочинению результативно. Результативно — это значит с гарантированным отличным результатом: на 22 — 23 балла.  

Моя цель — сэкономить ваши усилия и время, направив их в правильное русло. Таким руслом мне видится овладение технологией написания сочинения.  Для этого нам будут нужны некоторые правильные психологические установки. 


Установка 1. Стремиться к наивысшему результату, даже если сейчас он кажется тебе маловероятным.

Опыт работы нашего сайта показывает, что за несколько месяцев регулярной работы реально научиться бойко (быстро и легко) писать содержательные и грамотные тексты, соответствующие всем требованиям, предъявляемым к сочинениям. Исходный уровень не так важен, как это может показаться. Важнее обучаемость, то есть восприимчивость к новому и готовность работать систематически.

Часто пятёрки в школе, все эти «Молодец!» и даже «5+» ничего не стоят. В этом году я проверяла работы с восхищенными комментариями учителя (мне были присланы сканы), но не могла оценить их выше 13 — 15 баллов. Неверие в себя, в свои силы — распространённая проблема. Переоценка уровня своей подготовленности — не менее распространённая проблема. Корни неадекватной самооценки как правило уходят в прошлое, часто они связаны со сложностями в отношениях с учителем. 

Письмо от пользователя:

Я сдала ЕГЭ на 96 баллов!!! Представляете, как я счастлива?! Раньше я не верила в свои силы, потому что наша учительница всегда меня недолюбливала. Она говорила, что мне никогда не сдать русский на высокий балл. Спасибо вам! Благодаря вам я поверила в свои силы. Если бы я не нашла ваш сайт, я бы не смогла так подготовиться.

Не будем оглядываться назад. Сейчас такой период в твоей жизни, когда нужно двигаться вперёд. Экзамен — мощный стимул и шанс для личностного развития. Так его и нужно воспринимать. Поверить в себя поможет цель. Наметив её, ты очень быстро увидишь изменения, которые происходят в твоей жизни. Я обращаюсь сейчас к тем, кто готов поставить перед собой цель написать сочинение по русскому языку на 24 балла.

Внимание:

Значимость сочинения в новом формате ЕГЭ повысилась: теперь оно может предопределить до 42% вашего успеха.

Смотрите сами: выполнив задания части 1, можно набрать 32 первичных балла, что составляет 58% от всей максимально возможной суммы первичных баллов.
За сочинение можно и нужно получить 24 балла. Это совершенно реальный результат, но только для тех, кто поставит перед собой цель получить за сочинение максимально возможный балл.

Установка 2.  Изменить отношение к информации. Стать любопытным и вдумчивым (даже въедливым), учиться критически оценивать как саму информацию, так и её источники.

 Приходят письма.

«А правда, что...?»
«Моя учительница требует (думает, говорит, считает)..., а репетитор требует (думает, говорит, считает)...» 
«А вот на сайте www... написано, что...»
«Я встретила в одном пособии...»
«Мне сказали...»
«Я вам прислала сочинение, которое на сайте учительницы NN www... напечатано как образцовое, а вы за него поставили только 19 баллов».  

Разберёмся, что делать с различиями в оценках, мнениях, рекомендациях. Главное — это не пугаться, встретив диаметрально противоположные рекомендации. Запомним, их дают люди. Разные люди. Разночтения возникают из-за того, что картины мира у разных людей не совпадают. Это нормально. В жизни бывает так и только так. Более того, противоречия во мнениях дают толчок вашему развитию. Не спешите возмущаться. Вдумайтесь, кто и что вам предлагает. Поищите рациональное зерно в каждом предложении. Если совету не хочется следовать, не следуйте, но откажитесь от него, обдумав, чем он вам не подходит. Взвешивайте «за» и «против». Анализируйте. Думайте. И ищите такую информацию, которая является неоспоримой. А бывает ли она, неоспоримая информация? И где её искать?

Мы готовимся к Единому государственному экзамену. Концепция его разрабатывалась и развивается ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Она отражена в документации ФИПИ. Чтобы понять, чего от вас хотят, изучите самый важный для вас документ: «Критерии оценивания задания с равёрнутым ответом».  «Критерии...» должны постоянно быть под рукой. Встречая ту или иную рекомендацию, сверьтесь с этим документом. Если она противоречит критериям 1 — 12, не стоит принимать её к сведению. 

Практика проведения ЕГЭ показала, что некоторые пункты «Критериев...» порой допускают неоднозначную трактовку, различные понимания. Но экзамен, подчеркнём это ещё раз, единый и государственный. Значит, требования к выпускникам тоже должны быть едиными. ФИПИ заботится о том, чтобы к вашим работам при проверке предъявлялись единые требования. Поэтому разработаны методические рекомендации для экспертов. Они опубликованы на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (далее выбрать: русский язык), «Учебно-методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2015».  Этот документ содержит подробнейшие комментарии к «Критериям...», он чрезвычайно полезен для всех учителей и репетиторов. Ребятам читать его будет сложновато: язык рассчитан на специалистов, да и объём материалов с приложениями составляет 90 страниц. Однако в случае сомнений «Учебно-методические материалы...» позволят найти ответы на многие вопросы.

Письмо от пользователя:

Наша учительница требует, чтобы в комментарии К2 мы анализировали художественные средства, говорит, что без этого не будет засчитывать К2. А я считаю, что это необязательно. Скажите, пожалуйста, кто прав?

Так кто же прав? Не думайте, что прав тот, у кого больше прав, то есть учительница. Прав как раз автор письма. Кто в этом сомневается, читайте документацию ФИПИ. Ссылки есть выше.


Установка 3.  Не искать обходных путей: прямой путь всегда короче.

Многие просчёты и ошибки связаны с тем, что люди, чтобы избежать трудностей, ищут лёгкие пути. Рассуждают примерно так: учиться писать сочинения трудно (неинтересно, скучно, бесполезно, глупо, не хочется...). Подставь любое слово. Стоит ли тратить на это время и усилия? Не лучше ли поискать готовые работы? 

Письмо пользователя:

Я не написал ни одного сочинения сам. Всё находил в Интернете. И всегда получал нормальные отметки. Но что будет на экзамене, я не знаю. Не учить же теперь все эти сочинения наизусть?

Что обычно ищут в Интернете, у друзей, у выпускников прежних лет?

1. Готовые сочинения к определённому исходному тексту.

2. Какое-нибудь готовое сочинение, которое по теме близко к теме исходного текста, например, исходный текст про войну, значит, ищут сочинения про войну, исходный текст о дружбе, значит, ищут сочинение о дружбе и так далее.

3. Готовые аргументы.

4. Так называемые шаблоны, из которых заимствуют готовые фразы, ими потом пользуются в собственных работах.

Я понимаю, почему ребята так поступают. Я знаю, что путь заимствования выбирает большинство. И еще я знаю, к чему это ведёт. Или может привести. Объясняю. 

Тем, кто ищет сочинения к исходным текстам

Допустим, вы стремитесь использовать готовые сочинения на экзамете. Банк исходных текстов поистине огромный. Надеяться на то, что у вас окажется готовое сочинение к тому исходному тексту, который вам попадётся, — большая ошибка, ведь база текстов из года в год существенно обновляется. Что вы будете делать, если вам попадётся новый тест? Шанс научиться писать работы самостоятельно вы намеренно и недальновидно упустили. 

Тем, кто хочет найти универсальные сочинения, подходящие к разным исходным текстам

Самые хитренькие не надеются использовать готовое сочинение по конкретному тексту на экзамене. Они ищут инварианты, то есть сочинения по разным темам: о чтении, о войне, о любви, об отношениях взрослых и детей и т.п., надеясь, что тематическое сходство окажется достаточным. Но они не учитывают самой сути экзаменационной работы: сочинение должно продемонстрировать ваше понимание конкретного исходного текста. Просто рассуждения о чтении, войне, любви никого не устроят. Вы сильно рискуете потерять 7 баллов по критериям К1 — К4, а также настроить экспертов против себя, что может обернуться потерей баллов и по другим критериям, например, при оценке критериев К5 и К6.

Но самым неприятным является вполне реальное (знаю десятки историй) АННУЛИРОВАНИЕ результата экзамена с случае, если на экзамене заметят факт списывания или пользования телефоном. Каждый год всё новые пункты приема ЕГЭ оборудуются видеокамерами, работающими в режиме онлайн. Единственный громкий скандал 2015 года связан именно со списыванием: камеры сделали сцену беззастенчивого списывания достоянием всей страны. Нужно ли говорить о том, что всем, кто был замечен в списывании, сдать ЕГЭ не удалось. Но, если не думать о возможных последствиях и рискнуть? Можно, казалось бы, и не списывать сочинение-инвариант (общий вариант для любых текстов по данной теме), а выучить его, к примеру, наизусть... Тяжкий труд. То, что у вас соберется к моменту экзамена, будет совершенно разнородным чужим материалом, практически неприменимым к конкретным исходным текстам.

А как вы думаете, есть ли вероятность, что экспертам попадутся работы-клоны? Есть. Это случается. И является основанием для того, чтобы аннулировать результат ЕГЭ. То есть итог в этом случае может быть тем же, что и при списывании. 

Тем, кто использует чужие аргументы

Большой риск — использовать на экзамене готовые аргументы, позаимствованные из Интернета, из чужих сочинений и прочих неавторитетных источников. 

Из сочинения выпускника 2015:

Замечательный русский писатель Чехов, в своём лучшем романе «Мастер и Маргарита», показал, что настоящая любовь способна на всё.

Смешно? Нет. Очень грустно. Выпускник потерял баллы за К4 и К12. Аргументы — это необходимое условие высокобалльной работы — нужно писать самим. Люди, подбирая аргументы, оперируйте только достоверной информацией. Пишите только о тех произведениях, которые читали сами. Главная опасность при заимствовании аргументов — не суметь оценить их качество и бездумно повторить содержащиеся в них ошибки.

Тем, кто пользуется чужими фразами

Почему лучше не использовать клишированные фразы и всевозможные штампы? Потому что этим вы расписываетесь в собственном бессилии, в неумении мыслить и писать самостоятельно, причем расписываетесь публично: чужие фразы в ваших работах кричат, вопят, тянут на себя внимание. Знаете, какая фраза бьёт все рекорды популярности и встречается практически в 90% сочинений? «С мнением автора невозможно не согласиться». Чужие фразочки лишают работу стилевой целостности: они, как заплатки, видны каждому. Текст из-за них буквально рассыпается на кусочки. И потом, кто сказал, что такие подобные фразы вам помогут? Некоторые из них человеку неискушенному могут показаться глубокомысленными, но при этом содержат типичные для людей с низким уровнем культуры ляпы, например, «Данная проблема имеет место быть в творчестве многих писателей». Сразу вспоминаешь слова Додо из сказки Л. Кэррола про Алису: «Дитя моё, никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только о том, что понимаешь».

Итак, обходной путь не гарантирует успеха. Понимаю, когда перечисленные тактики используют те бедолаги, кто боится, что не сможет получить даже тройку. У них, как они думают, другого выхода нет. Получается, что они ничем не рискуют. Во всех прочих ситуациях надёжнее готовиться: понять, что требуется и учиться экзаменационным требованиям соответствовать.

Из письма пользователя:

Я думал, что всё-равно ничего не могу и особенно не готовился. Но сдавал экзамен сам. Эх, если бы я знал, что смогу написать ЕГЭ на 58 баллов! Я бы готовился и точно написал ЕГЭ лучше. И тогда случилось бы то, чего теперь уже не будет: я бы смог поступить на бюджет. Теперь я знаю это точно.

 

Установка 4: Учимся на тактических ошибках, просчётах, неудачах ваших предшественников 

Можно самим начать с самого начала. Набить шишки. Получить опыт. Недотянуть пару баллов до мечты. Поступить абы куда и понять, что это не твоё. Бросить вуз. Готовиться и сдавать ЕГЭ заново. Готовиться по-настоящему, без дураков. И получить блестящий результат и прекрасные возможности самого лучшего выбора. Бывает и так. Чем не путь?

Но можно и по-другому: без шишек, без потерянного времени, без нервотрёпки.  Можно не изобретать колесо, можно учиться на чужих ошибках. Попробуешь?

(Продолжение следует)