Технология написания сочинения по русскому языку. Психологические установки, ведущие к успеху
ЕГЭ перевалил пятнадцатилетний рубеж. Сколько сочинений написано! А книжек, статей, рекомендаций?! Кстати, любым ли рекомендациям можно (и нужно) доверять? Я, автор этого сайта, считаю, что далеко не любым. Я обязательно покажу ошибочность и даже вредность некоторых распространённых рекомендаций и не менее распространённых мнений, но немного позднее. И примеры приведу, чтобы не быть голословной. Материал у меня собран предостаточный. Здесь обобщён шестилетний опыт моей работы с вашими предшественниками, выпускниками разных лет. Поток работ, которые ребята присылают на сайт, не иссякает. И что интересно, вы все разные, живёте в разных частях страны, учитесь в разных школах у разных учителей, но почему-то пишете очень и очень похожие сочинения. Сочинения-клоны с одними и теми же просчётами, ошибками, неверно избранными тактическими ходами и даже одними и теми же формулировками. Это и дало толчок идее учить, показывая, как не надо работать, как не нужно готовиться, как не следует писать, словом, как избежать повторения неудач.
Внимание:
90% неудач связаны с недостатком или неверным пониманием информации.
О том, что ничего особенного на экзамене от вас не требуется, я уже писала. А здесь я хочу объяснить, как готовиться к сочинению результативно. Результативно — это значит с гарантированным отличным результатом: на 22 — 23 балла.
Моя цель — сэкономить ваши усилия и время, направив их в правильное русло. Таким руслом мне видится овладение технологией написания сочинения. Для этого нам будут нужны некоторые правильные психологические установки.
Установка 1. Стремиться к наивысшему результату, даже если сейчас он кажется тебе маловероятным.
Опыт работы нашего сайта показывает, что за несколько месяцев регулярной работы реально научиться бойко (быстро и легко) писать содержательные и грамотные тексты, соответствующие всем требованиям, предъявляемым к сочинениям. Исходный уровень не так важен, как это может показаться. Важнее обучаемость, то есть восприимчивость к новому и готовность работать систематически.
Часто пятёрки в школе, все эти «Молодец!» и даже «5+» ничего не стоят. В этом году я проверяла работы с восхищенными комментариями учителя (мне были присланы сканы), но не могла оценить их выше 13 — 15 баллов. Неверие в себя, в свои силы — распространённая проблема. Переоценка уровня своей подготовленности — не менее распространённая проблема. Корни неадекватной самооценки как правило уходят в прошлое, часто они связаны со сложностями в отношениях с учителем.
Письмо от пользователя:
Я сдала ЕГЭ на 96 баллов!!! Представляете, как я счастлива?! Раньше я не верила в свои силы, потому что наша учительница всегда меня недолюбливала. Она говорила, что мне никогда не сдать русский на высокий балл. Спасибо вам! Благодаря вам я поверила в свои силы. Если бы я не нашла ваш сайт, я бы не смогла так подготовиться.
Не будем оглядываться назад. Сейчас такой период в твоей жизни, когда нужно двигаться вперёд. Экзамен — мощный стимул и шанс для личностного развития. Так его и нужно воспринимать. Поверить в себя поможет цель. Наметив её, ты очень быстро увидишь изменения, которые происходят в твоей жизни. Я обращаюсь сейчас к тем, кто готов поставить перед собой цель написать сочинение по русскому языку на 24 балла.
Внимание:
Значимость сочинения в новом формате ЕГЭ повысилась: теперь оно может предопределить до 42% вашего успеха.
Смотрите сами: выполнив задания части 1, можно набрать 32 первичных балла, что составляет 58% от всей максимально возможной суммы первичных баллов.
За сочинение можно и нужно получить 24 балла. Это совершенно реальный результат, но только для тех, кто поставит перед собой цель получить за сочинение максимально возможный балл.
Установка 2. Изменить отношение к информации. Стать любопытным и вдумчивым (даже въедливым), учиться критически оценивать как саму информацию, так и её источники.
Приходят письма.
«А правда, что...?»
«Моя учительница требует (думает, говорит, считает)..., а репетитор требует (думает, говорит, считает)...»
«А вот на сайте www... написано, что...»
«Я встретила в одном пособии...»
«Мне сказали...»
«Я вам прислала сочинение, которое на сайте учительницы NN www... напечатано как образцовое, а вы за него поставили только 19 баллов».
Разберёмся, что делать с различиями в оценках, мнениях, рекомендациях. Главное — это не пугаться, встретив диаметрально противоположные рекомендации. Запомним, их дают люди. Разные люди. Разночтения возникают из-за того, что картины мира у разных людей не совпадают. Это нормально. В жизни бывает так и только так. Более того, противоречия во мнениях дают толчок вашему развитию. Не спешите возмущаться. Вдумайтесь, кто и что вам предлагает. Поищите рациональное зерно в каждом предложении. Если совету не хочется следовать, не следуйте, но откажитесь от него, обдумав, чем он вам не подходит. Взвешивайте «за» и «против». Анализируйте. Думайте. И ищите такую информацию, которая является неоспоримой. А бывает ли она, неоспоримая информация? И где её искать?
Мы готовимся к Единому государственному экзамену. Концепция его разрабатывалась и развивается ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Она отражена в документации ФИПИ. Чтобы понять, чего от вас хотят, изучите самый важный для вас документ: «Критерии оценивания задания с равёрнутым ответом». «Критерии...» должны постоянно быть под рукой. Встречая ту или иную рекомендацию, сверьтесь с этим документом. Если она противоречит критериям 1 — 12, не стоит принимать её к сведению.
Практика проведения ЕГЭ показала, что некоторые пункты «Критериев...» порой допускают неоднозначную трактовку, различные понимания. Но экзамен, подчеркнём это ещё раз, единый и государственный. Значит, требования к выпускникам тоже должны быть едиными. ФИПИ заботится о том, чтобы к вашим работам при проверке предъявлялись единые требования. Поэтому разработаны методические рекомендации для экспертов. Они опубликованы на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf (далее выбрать: русский язык), «Учебно-методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2015». Этот документ содержит подробнейшие комментарии к «Критериям...», он чрезвычайно полезен для всех учителей и репетиторов. Ребятам читать его будет сложновато: язык рассчитан на специалистов, да и объём материалов с приложениями составляет 90 страниц. Однако в случае сомнений «Учебно-методические материалы...» позволят найти ответы на многие вопросы.
Письмо от пользователя:
Наша учительница требует, чтобы в комментарии К2 мы анализировали художественные средства, говорит, что без этого не будет засчитывать К2. А я считаю, что это необязательно. Скажите, пожалуйста, кто прав?
Так кто же прав? Не думайте, что прав тот, у кого больше прав, то есть учительница. Прав как раз автор письма. Кто в этом сомневается, читайте документацию ФИПИ. Ссылки есть выше.
Установка 3. Не искать обходных путей: прямой путь всегда короче.
Многие просчёты и ошибки связаны с тем, что люди, чтобы избежать трудностей, ищут лёгкие пути. Рассуждают примерно так: учиться писать сочинения трудно (неинтересно, скучно, бесполезно, глупо, не хочется...). Подставь любое слово. Стоит ли тратить на это время и усилия? Не лучше ли поискать готовые работы?
Письмо пользователя:
Я не написал ни одного сочинения сам. Всё находил в Интернете. И всегда получал нормальные отметки. Но что будет на экзамене, я не знаю. Не учить же теперь все эти сочинения наизусть?
Что обычно ищут в Интернете, у друзей, у выпускников прежних лет?
1. Готовые сочинения к определённому исходному тексту.
2. Какое-нибудь готовое сочинение, которое по теме близко к теме исходного текста, например, исходный текст про войну, значит, ищут сочинения про войну, исходный текст о дружбе, значит, ищут сочинение о дружбе и так далее.
3. Готовые аргументы.
4. Так называемые шаблоны, из которых заимствуют готовые фразы, ими потом пользуются в собственных работах.
Я понимаю, почему ребята так поступают. Я знаю, что путь заимствования выбирает большинство. И еще я знаю, к чему это ведёт. Или может привести. Объясняю.
Тем, кто ищет сочинения к исходным текстам
Допустим, вы стремитесь использовать готовые сочинения на экзамете. Банк исходных текстов поистине огромный. Надеяться на то, что у вас окажется готовое сочинение к тому исходному тексту, который вам попадётся, — большая ошибка, ведь база текстов из года в год существенно обновляется. Что вы будете делать, если вам попадётся новый тест? Шанс научиться писать работы самостоятельно вы намеренно и недальновидно упустили.
Тем, кто хочет найти универсальные сочинения, подходящие к разным исходным текстам
Самые хитренькие не надеются использовать готовое сочинение по конкретному тексту на экзамене. Они ищут инварианты, то есть сочинения по разным темам: о чтении, о войне, о любви, об отношениях взрослых и детей и т.п., надеясь, что тематическое сходство окажется достаточным. Но они не учитывают самой сути экзаменационной работы: сочинение должно продемонстрировать ваше понимание конкретного исходного текста. Просто рассуждения о чтении, войне, любви никого не устроят. Вы сильно рискуете потерять 7 баллов по критериям К1 — К4, а также настроить экспертов против себя, что может обернуться потерей баллов и по другим критериям, например, при оценке критериев К5 и К6.
Но самым неприятным является вполне реальное (знаю десятки историй) АННУЛИРОВАНИЕ результата экзамена с случае, если на экзамене заметят факт списывания или пользования телефоном. Каждый год всё новые пункты приема ЕГЭ оборудуются видеокамерами, работающими в режиме онлайн. Единственный громкий скандал 2015 года связан именно со списыванием: камеры сделали сцену беззастенчивого списывания достоянием всей страны. Нужно ли говорить о том, что всем, кто был замечен в списывании, сдать ЕГЭ не удалось. Но, если не думать о возможных последствиях и рискнуть? Можно, казалось бы, и не списывать сочинение-инвариант (общий вариант для любых текстов по данной теме), а выучить его, к примеру, наизусть... Тяжкий труд. То, что у вас соберется к моменту экзамена, будет совершенно разнородным чужим материалом, практически неприменимым к конкретным исходным текстам.
А как вы думаете, есть ли вероятность, что экспертам попадутся работы-клоны? Есть. Это случается. И является основанием для того, чтобы аннулировать результат ЕГЭ. То есть итог в этом случае может быть тем же, что и при списывании.
Тем, кто использует чужие аргументы
Большой риск — использовать на экзамене готовые аргументы, позаимствованные из Интернета, из чужих сочинений и прочих неавторитетных источников.
Из сочинения выпускника 2015:
Замечательный русский писатель Чехов, в своём лучшем романе «Мастер и Маргарита», показал, что настоящая любовь способна на всё.
Смешно? Нет. Очень грустно. Выпускник потерял баллы за К4 и К12. Аргументы — это необходимое условие высокобалльной работы — нужно писать самим. Люди, подбирая аргументы, оперируйте только достоверной информацией. Пишите только о тех произведениях, которые читали сами. Главная опасность при заимствовании аргументов — не суметь оценить их качество и бездумно повторить содержащиеся в них ошибки.
Тем, кто пользуется чужими фразами
Почему лучше не использовать клишированные фразы и всевозможные штампы? Потому что этим вы расписываетесь в собственном бессилии, в неумении мыслить и писать самостоятельно, причем расписываетесь публично: чужие фразы в ваших работах кричат, вопят, тянут на себя внимание. Знаете, какая фраза бьёт все рекорды популярности и встречается практически в 90% сочинений? «С мнением автора невозможно не согласиться». Чужие фразочки лишают работу стилевой целостности: они, как заплатки, видны каждому. Текст из-за них буквально рассыпается на кусочки. И потом, кто сказал, что такие подобные фразы вам помогут? Некоторые из них человеку неискушенному могут показаться глубокомысленными, но при этом содержат типичные для людей с низким уровнем культуры ляпы, например, «Данная проблема имеет место быть в творчестве многих писателей». Сразу вспоминаешь слова Додо из сказки Л. Кэррола про Алису: «Дитя моё, никогда не произноси слова только за то, что они красивые
Итак, обходной путь не гарантирует успеха. Понимаю, когда перечисленные тактики используют те бедолаги, кто боится, что не сможет получить даже тройку. У них, как они думают, другого выхода нет. Получается, что они ничем не рискуют. Во всех прочих ситуациях надёжнее готовиться: понять, что требуется и учиться экзаменационным требованиям соответствовать.
Из письма пользователя:
Я думал, что всё-равно ничего не могу и особенно не готовился. Но сдавал экзамен сам. Эх, если бы я знал, что смогу написать ЕГЭ на 58 баллов! Я бы готовился и точно написал ЕГЭ лучше. И тогда случилось бы то, чего теперь уже не будет: я бы смог поступить на бюджет. Теперь я знаю это точно.
Установка 4: Учимся на тактических ошибках, просчётах, неудачах ваших предшественников
Можно самим начать с самого начала. Набить шишки. Получить опыт. Недотянуть пару баллов до мечты. Поступить абы куда и понять, что это не твоё. Бросить вуз. Готовиться и сдавать ЕГЭ заново. Готовиться по-настоящему, без дураков. И получить блестящий результат и прекрасные возможности самого лучшего выбора. Бывает и так. Чем не путь?
Но можно и по-другому: без шишек, без потерянного времени, без нервотрёпки. Можно не изобретать колесо, можно учиться на чужих ошибках. Попробуешь?
(Продолжение следует)