Первые шаги - подготовительные задания

Тема: Деление слов на слоги и определение ударного слога.

Научись делить слова на слоги. Сколько гласных, столько и слогов.
Затем научись определять  ударный слог. 

 

 

 

Сколько слогов в словах: семья, шапка, шубка, моя, лапа, диван, её?

  • 2 или 3

Правильные ответы:

  1. 2

Сколько слогов в словах: окошко, ошибка, потолок, деревня, тишина?

  • 2 или 3

Правильные ответы:

  1. 3

Одинаковое количество слогов в словах: перекрёсток, телевизор, перестрелка?

  • да или нет

Правильные ответы:

  1. да

Одинаковое количество слогов в словах: диета, дилемма, модернизм, петрушка, котёночек?

  • да или нет

Правильные ответы:

  1. нет

Сколько слогов в слове филологический?

  • 5 или 6

Правильные ответы:

  1. 6

Сколько слогов в словах: май, он, ой, ах, стол, сто, зной?

  • 1 или больше 1-го

Правильные ответы:

  1. 1

Нужно ли показывать ударение в словах:  краб, ёж, мёд, одноимённый, край, крик?

  • да или нет

Правильные ответы:

  1. нет

На каком слоге ударение в словах: звонит, брала, включит, атлас (ткань)?

  • на первом или на втором

Правильные ответы:

  1. на втором

На каком слоге ударение в словах: шарфы, банты, порты, значимость?

  • на первом или на втором

Правильные ответы:

  1. на первом

На каком слоге ударение в словах: по рекам, по средам, партер, столяр?

  • на первом или на втором

Правильные ответы:

  1. на втором

 

Тема: Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков.

 

  1. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: съёмка, привезти, сито?

    • [c]- согл., глух., тв.
    • [с']- согл., глух., мягк.
  2. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: шёл, что, шорох?

    • [ш] - согл., глух., тв. непарн.
    • [ш] - согл., глух., тв.
    • [ш':] - согл., гл., мягк. непарн.
  3. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: отца, стараться, улыбается?

    • [ц:] - гласн.
    • [ц:] - согл., глух., тв. непарн.
    • [ц:] - согл., зв. непарн., тв. непарн.
    • [ц:] -согл., глух. непарн.,тв. непарн.
  4. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: подпол, повод, тратить?

    • [т] - согл., гл., тв.
    • [т'] - согл., гл., мягк.
    • [д] - согл., зв., тв.
    • [д'] - согл., зв., мягк.
  5. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: экономия, игра, история?

    • [и] - гл., безуд.
    • [э] - гл., безуд.
    • [и] - гл. ударн.
  6. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: вскоре, факт, Коровьев?

    • [ф] - согл., глух., тв.
    • [в] - согл., вз., тв.
  7. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:майка, строй, йод?

    • [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
    • [й] - согл., зв. непарный, тв.
  8. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: ем, подъезд, ездить?

    • Два звука: [й'] - согл., зв. непарн., мягк., непарн. и [э] - гл.ударн.
    • [э] - гл. ударн.
    • [й'] - согл., мягк. непарн., зв. непарн.
  9. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: гриб, грипп, тулуп?

    • [б] - согл., зв., тв.
    • [б'] -согл., зв., мягк.
    • [п] - согл., гл., тв.
    • [п] - согл., зв., тв.
  10. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: сыр, лыжи, шины?

    • [и] - гл. ударн.
    • [и] -гл. безударн.
    • [ы] -гл. ударн.
    • [ы] - гл. безударн.

Правильные ответы:

  1. [с']- согл., глух., мягк.
  2. [ш] - согл., глух., тв. непарн.
  3. [ц:] -согл., глух. непарн.,тв. непарн.
  4. [т] - согл., гл., тв.
  5. [и] - гл., безуд.
  6. [ф] - согл., глух., тв.
  7. [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
  8. Два звука: [й'] - согл., зв. непарн., мягк., непарн. и [э] - гл.ударн.
  9. [п] - согл., гл., тв.
  10. [ы] -гл. ударн.

 

Тема: Транскрипция.

1. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

Слова:
1) [й'а], 2) [й'ий'о´], 3) [с'й'э´л'и], 4) [c'н'эк], 5) [пърас'о´нък]*,
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [парас'о´нак]*

Ответ:

1) я, 2) её, 3) съели, 4) снег, 5) поросёнок

 

2. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

Слова:
1) [фс'э], 2) [фс'о], 3) [пъзнако´м'иц:ъ]*, 4) [м'ит'э´л'], 5) [бас'э´й'н],

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [пазнако´м'иц:а]*

Ответ:

1) все,  2) всё, 3) познакомиться, 4) метель, 5) бассейн,

 

3. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

Слова:
1) [бъгаты´р']1, 2) [н'ит'], 3) [л'ингв'и´с'т'икъ]2, 4) [аб'й'о´м], 5) [кам'п'й'у´тър]3,

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [багаты´р']1, [л'ингв'и´с'т'ика]2,  [кам'п'й'у´тар]3

Ответ:

1) богатырь, 2) нить, 3) лингвистика, 4) объём, 5) компьютер

 

4. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

Слова:
1) [фай'л], 2) [тр'э´н'инк], 3) [с'э´рц'э], 4) [дрост], 5) [й'у´пкъ]*,

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции:  [й'у´пка]*

Ответ:

1) файл,  2) тренинг, 3) сердце, 4) дрозд, 5) юбка

 

5. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

Слова:
1) [т'и´х'ий'], 2) [ш':от]*, 3) [каз'о´л], 4) [зв'о´зды], 5) [лы´жы] 

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [ш'от]* 

Ответ:

1) тихий, 2) счёт, 3) козёл, 4) звёзды, 5)лыжи

 

Тема: Составление транскрипции.

1. Затранскрибируй слова:

1) пол, 2) дом, 3) курс, 4) зуб, 5) дам

Ответ:

1) [пол], 2) [дом], 3) [курс], 4) [зуп], 5) [дам] 

 

2. Затранскрибируй слова:

1) мать, лёд, лгать, знать, тень

Ответ:

[мат'], [л'от], [лгат'], [знат'], [т'эн']

 

3. Затранскрибируй слова:

1) вода, 2) дома, 3) сама, 4) окно, 5) возил 

Ответ:

1)  [вада´], 2) [дама´], 3) [сама´], 4) [акно´], 5) [ваз’и´л]

 

4. Затранскрибируй слова:

1) носил, 2) водил, 3) носы, 4) душа, 5) лыжи

Ответ:

1) [нас'и´л], 2) [вад'и´л], 3) [насы´], 4) [душа´], 5) [лы´жы]

 

5. Затранскрибируй слова:

1) мяч,  2) меч, 3) мячом, 4) мечом, 5)речь

Ответ:

1) [м’ач'], 2)  [м'эч'], 3)  [м'ич'о´м], 4) [м'ич'о´м], 5) [р’эч’]

 

6. Затранскрибируй слова:

1) течь, 2) течёт, 3) тенью, 4) речью, 5) север

Ответ:

1) [т’эч’], 2) [т'ич'о´т], 3) [т'э´н’й’у], 4) [р'э´ч'й'у], 5) [c’э´в’ьр]*

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [c'э´в'ир]*

 

7. Затранскрибируй слова:

1) хорошо, 2) холодно, 3) запад, 4) карандаш, 5)колбаса 

Ответ:

1) [хърашо´]1, 2) [хо´лъднъ]2, 3) [за´път]3, 4) [къранда´ш]4, 5) [кълбаса´]5

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: 
[харашо´]1, [хо´ладна]2, [за´пат]3, [каранда´ш]4, [калбаса´]5

 

8. Затранскрибируй слова:

1) самовар, 2) радость, 3) садовый, 4) прогулка, 5) парашют

Ответ:

1) [съмава´р]1, 2) [ра´дъс'т']2, 3) [садо´вый’], 4) [прагу´лкъ]3, 5) [пърашу´т]4

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции:
[самава´р]1, [ра´дас'т']2,  [прагу´лка]3, [парашу´т]4

 

9. Затранскрибируй слова:

1) экран, 2) этаж, 3) этикет, 4) эстетика, 5) экономика 

Ответ:

 [эыкра´н], [эыта´ш], [эыт’ик'э´т], [эыстэ´т’икъ]1, [эыкано´м'икъ]2

Примечание:
Э в безударных слогах в начале слова может произноситься по-разному: 1) как  [эы]  и 2) как [э].

Вариант [и] характерен для разговорной речи:
1) [икра´н], 2) [ита´ш], 3) [ит’ик'э´т], 4) [истэ´т’икъ]1, 5) [икано´м'икъ]2 

Вариант с прояснённым [э] встречается в речи дикторов, актёров и людей со старомосковским произношением. Этому варианту соответствует транскрипция:
1) [экра´н], 2) [эта´ш], 3) [эт’ик'э´т], 4) [эстэ´т’икъ]1, 5) [экано´м'икъ]2 

Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции:  [истэ´т’ика]1, [икано´м'ика]2 , т.е. с [а] в заударных слогах.

 

10. Затранскрибируй слова:

1) оса, 2) автобус, 3) остановка, 4) аквариум, 5) осторожность

Ответ:

1) [аса´], 2) [афто´бус], 3) [астано´фка]1, 3) [аква´р'иум], 4) [астаро´жнас'т']2
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [астано´фка]1,  [астаро´жнас'т']2

 

11. Затранскрибируй слова:

1) я, 2) ёж, 3) её, 4) июль, 5) юла

Ответ:

1) [й'a], 2) [й'ош], 3) [й'ий'о´], 4) [ий'у´л'], 5) [й'ула´]

 

Для желающих потренироваться в фонетическом разборе на более широком материале рекомендуем наш справочный ресурс: Фонетический словарь.

Смотрите также