Первые шаги - подготовительные задания
В этой статье:
Тема: Деление слов на слоги и определение ударного слога.
Научись делить слова на слоги. Сколько гласных, столько и слогов.
Затем научись определять ударный слог.
Сколько слогов в словах: семья, шапка, шубка, моя, лапа, диван, её?
- 2 или 3
Правильные ответы:
- 2
Сколько слогов в словах: окошко, ошибка, потолок, деревня, тишина?
- 2 или 3
Правильные ответы:
- 3
Одинаковое количество слогов в словах: перекрёсток, телевизор, перестрелка?
- да или нет
Правильные ответы:
- да
Одинаковое количество слогов в словах: диета, дилемма, модернизм, петрушка, котёночек?
- да или нет
Правильные ответы:
- нет
Сколько слогов в слове филологический?
- 5 или 6
Правильные ответы:
- 6
Сколько слогов в словах: май, он, ой, ах, стол, сто, зной?
- 1 или больше 1-го
Правильные ответы:
- 1
Нужно ли показывать ударение в словах: краб, ёж, мёд, одноимённый, край, крик?
- да или нет
Правильные ответы:
- нет
На каком слоге ударение в словах: звонит, брала, включит, атлас (ткань)?
- на первом или на втором
Правильные ответы:
- на втором
На каком слоге ударение в словах: шарфы, банты, порты, значимость?
- на первом или на втором
Правильные ответы:
- на первом
На каком слоге ударение в словах: по рекам, по средам, партер, столяр?
- на первом или на втором
Правильные ответы:
- на втором
Тема: Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: съёмка, привезти, сито?
- [c]- согл., глух., тв.
- [с']- согл., глух., мягк.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: шёл, что, шорох?
- [ш] - согл., глух., тв. непарн.
- [ш] - согл., глух., тв.
- [ш':] - согл., гл., мягк. непарн.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: отца, стараться, улыбается?
- [ц:] - гласн.
- [ц:] - согл., глух., тв. непарн.
- [ц:] - согл., зв. непарн., тв. непарн.
- [ц:] -согл., глух. непарн.,тв. непарн.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: подпол, повод, тратить?
- [т] - согл., гл., тв.
- [т'] - согл., гл., мягк.
- [д] - согл., зв., тв.
- [д'] - согл., зв., мягк.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: экономия, игра, история?
- [и] - гл., безуд.
- [э] - гл., безуд.
- [и] - гл. ударн.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: вскоре, факт, Коровьев?
- [ф] - согл., глух., тв.
- [в] - согл., вз., тв.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:майка, строй, йод?
- [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
- [й] - согл., зв. непарный, тв.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: ем, подъезд, ездить?
- Два звука: [й'] - согл., зв. непарн., мягк., непарн. и [э] - гл.ударн.
- [э] - гл. ударн.
- [й'] - согл., мягк. непарн., зв. непарн.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: гриб, грипп, тулуп?
- [б] - согл., зв., тв.
- [б'] -согл., зв., мягк.
- [п] - согл., гл., тв.
- [п] - согл., зв., тв.
-
Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: сыр, лыжи, шины?
- [и] - гл. ударн.
- [и] -гл. безударн.
- [ы] -гл. ударн.
- [ы] - гл. безударн.
Правильные ответы:
- [с']- согл., глух., мягк.
- [ш] - согл., глух., тв. непарн.
- [ц:] -согл., глух. непарн.,тв. непарн.
- [т] - согл., гл., тв.
- [и] - гл., безуд.
- [ф] - согл., глух., тв.
- [й'] - согл., зв. непарн., мягк. непарн.
- Два звука: [й'] - согл., зв. непарн., мягк., непарн. и [э] - гл.ударн.
- [п] - согл., гл., тв.
- [ы] -гл. ударн.
Тема: Транскрипция.
1. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:
Слова:
1) [й'а], 2) [й'ий'о´], 3) [с'й'э´л'и], 4) [c'н'эк], 5) [пърас'о´нък]*,
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [парас'о´нак]*
Ответ:
1) я, 2) её, 3) съели, 4) снег, 5) поросёнок
2. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:
Слова:
1) [фс'э], 2) [фс'о], 3) [пъзнако´м'иц:ъ]*, 4) [м'ит'э´л'], 5) [бас'э´й'н],
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [пазнако´м'иц:а]*
Ответ:
1) все, 2) всё, 3) познакомиться, 4) метель, 5) бассейн,
3. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:
Слова:
1) [бъгаты´р']1, 2) [н'ит'], 3) [л'ингв'и´с'т'икъ]2, 4) [аб'й'о´м], 5) [кам'п'й'у´тър]3,
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [багаты´р']1, [л'ингв'и´с'т'ика]2, [кам'п'й'у´тар]3
Ответ:
1) богатырь, 2) нить, 3) лингвистика, 4) объём, 5) компьютер
4. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:
Слова:
1) [фай'л], 2) [тр'э´н'инк], 3) [с'э´рц'э], 4) [дрост], 5) [й'у´пкъ]*,
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [й'у´пка]*
Ответ:
1) файл, 2) тренинг, 3) сердце, 4) дрозд, 5) юбка
5. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:
Слова:
1) [т'и´х'ий'], 2) [ш':от]*, 3) [каз'о´л], 4) [зв'о´зды], 5) [лы´жы]
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [ш'от]*
Ответ:
1) тихий, 2) счёт, 3) козёл, 4) звёзды, 5)лыжи
Тема: Составление транскрипции.
1. Затранскрибируй слова:
1) пол, 2) дом, 3) курс, 4) зуб, 5) дам
Ответ:
1) [пол], 2) [дом], 3) [курс], 4) [зуп], 5) [дам]
2. Затранскрибируй слова:
1) мать, лёд, лгать, знать, тень
Ответ:
[мат'], [л'от], [лгат'], [знат'], [т'эн']
3. Затранскрибируй слова:
1) вода, 2) дома, 3) сама, 4) окно, 5) возил
Ответ:
1) [вада´], 2) [дама´], 3) [сама´], 4) [акно´], 5) [ваз’и´л]
4. Затранскрибируй слова:
1) носил, 2) водил, 3) носы, 4) душа, 5) лыжи
Ответ:
1) [нас'и´л], 2) [вад'и´л], 3) [насы´], 4) [душа´], 5) [лы´жы]
5. Затранскрибируй слова:
1) мяч, 2) меч, 3) мячом, 4) мечом, 5)речь
Ответ:
1) [м’ач'], 2) [м'эч'], 3) [м'ич'о´м], 4) [м'ич'о´м], 5) [р’эч’]
6. Затранскрибируй слова:
1) течь, 2) течёт, 3) тенью, 4) речью, 5) север
Ответ:
1) [т’эч’], 2) [т'ич'о´т], 3) [т'э´н’й’у], 4) [р'э´ч'й'у], 5) [c’э´в’ьр]*
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [c'э´в'ир]*
7. Затранскрибируй слова:
1) хорошо, 2) холодно, 3) запад, 4) карандаш, 5)колбаса
Ответ:
1) [хърашо´]1, 2) [хо´лъднъ]2, 3) [за´път]3, 4) [къранда´ш]4, 5) [кълбаса´]5
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции:
[харашо´]1, [хо´ладна]2, [за´пат]3, [каранда´ш]4, [калбаса´]5
8. Затранскрибируй слова:
1) самовар, 2) радость, 3) садовый, 4) прогулка, 5) парашют
Ответ:
1) [съмава´р]1, 2) [ра´дъс'т']2, 3) [садо´вый’], 4) [прагу´лкъ]3, 5) [пърашу´т]4
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции:
[самава´р]1, [ра´дас'т']2, [прагу´лка]3, [парашу´т]4
9. Затранскрибируй слова:
1) экран, 2) этаж, 3) этикет, 4) эстетика, 5) экономика
Ответ:
[эыкра´н], [эыта´ш], [эыт’ик'э´т], [эыстэ´т’икъ]1, [эыкано´м'икъ]2
Примечание:
Э в безударных слогах в начале слова может произноситься по-разному: 1) как [эы] и 2) как [э].
Вариант [и] характерен для разговорной речи:
1) [икра´н], 2) [ита´ш], 3) [ит’ик'э´т], 4) [истэ´т’икъ]1, 5) [икано´м'икъ]2
Вариант с прояснённым [э] встречается в речи дикторов, актёров и людей со старомосковским произношением. Этому варианту соответствует транскрипция:
1) [экра´н], 2) [эта´ш], 3) [эт’ик'э´т], 4) [эстэ´т’икъ]1, 5) [экано´м'икъ]2
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [истэ´т’ика]1, [икано´м'ика]2 , т.е. с [а] в заударных слогах.
10. Затранскрибируй слова:
1) оса, 2) автобус, 3) остановка, 4) аквариум, 5) осторожность
Ответ:
1) [аса´], 2) [афто´бус], 3) [астано´фка]1, 3) [аква´р'иум], 4) [астаро´жнас'т']2
Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [астано´фка]1, [астаро´жнас'т']2
11. Затранскрибируй слова:
1) я, 2) ёж, 3) её, 4) июль, 5) юла
Ответ:
1) [й'a], 2) [й'ош], 3) [й'ий'о´], 4) [ий'у´л'], 5) [й'ула´]
Для желающих потренироваться в фонетическом разборе на более широком материале рекомендуем наш справочный ресурс: Фонетический словарь.
Смотрите также
- Глава 2. Фонетика
- Особенности фонетического разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Типичные ошибки
- Тренинг "Фонетический разбор"
- Итоговые тесты "Фонетический анализ в формате ЕГЭ"
- Фонетика