Советы. Как приступить к делу

1. При выделении основы слова начинай с вопроса: изменяемое слово перед тобой или нет. 

Запомни:

  • У неизменяемых слов нет форм и соответственно нет окончаний. 
  • У изменяемых слов форм может быть разное количество: у существительных - 12, у прилагательных в зависимости от разряда - от 24 до 78, а у глаголов количество форм, как пишет А.Н. Тихонов, может доходить до 395 (при подсчете учтены причастные и деепричастные формы, которые рассматриваются как особые формы глаголов). 
  • Все формы имеют свои формальные показатели: окончания либо формообразующие суффиксы, либо и то и другое одновременно.

 

2. Учти: словообразование не интересуется формообразующими суффиксами и окончаниями.

Для него важна основа слова, выделяемая по начальной форме слова.

Не удивляйся:

Окончаний может быть несколько, они могут быть не только в конце, но и в середине слов, например, у числительных: двести, триста, четыреста. Первое окончание в таких числительных разрывает основу слова.

 

3. Не путай словообразовательные и формообразующие морфемы.

Словообразовательный разбор не занимается формами слова. Поэтому он и начинается с определения начальной формы анализируемого слова.

Примеры:

веселее – н.ф.: весёлый, основа – весел-
прилетела – н.ф.: прилететь, основа – прилете-
увидевший – н.ф.: увидеть, основа – увиде-
воды – н.ф.: вода, основа – вод-
осенью – н.ф.: осенью, основа – осенью (наречие, неизм.)

 

4. При подборе слова с производящей основой не путай его с непроизводным словом, начинающим словообразовательную цепочку.

Например, ошибочно полагать, что для слов по-боксёрски и боксёрский производящая основа – бокс.

Примеры:

по-боксёрскибоксёрский
боксёрский ← боксёр
боксёрбокс

Запомни:           

Слово с производящей основой тоже должно быть поставлено в начальную форму.
Умение выстраивать словообразовательную цепочку - полезное, практическое умение, потому что такая цепочка показывает последовательность в образовании группы родственных слов. Кто умеет выстраивать такие цепочки, легче найдёт парное слово с производящей основой к слову, предложенному для анализа. Однако при этом для самого разбора вся цепочка не нужна, нужно лишь ближайшее предшествующее звено: слово с производящей основой. 

 

5. При определении средств словообразования сравни производящую и производную основы.

Если средством является приставка или суффикс, выделяй их правильно.

Примеры:

приехать ←  ехать (проверка: приехать –  прилететь,  приплыть, прийти)
грузчик ← груз (проверка: грузчик – переводчик, наладчик, резчик)

Не выделяй все имеющиеся в анализируемом слове приставки и суффиксы. Это необходимо для морфемного, а не для словообразовательного анализа. 
Выделено должно быть только средство, с помощью которого данное слово образовано от производящей основы.

Примеры:

по-боксёрски ← боксёрский
красненький ← красный
перечитывать ← перечитать

  

Смотрите также