Советы. Как приступить к делу
1. При выделении основы слова начинай с вопроса: изменяемое слово перед тобой или нет.
Запомни:
- У неизменяемых слов нет форм и соответственно нет окончаний.
- У изменяемых слов форм может быть разное количество: у существительных - 12, у прилагательных в зависимости от разряда - от 24 до 78, а у глаголов количество форм, как пишет А.Н. Тихонов, может доходить до 395 (при подсчете учтены причастные и деепричастные формы, которые рассматриваются как особые формы глаголов).
- Все формы имеют свои формальные показатели: окончания либо формообразующие суффиксы, либо и то и другое одновременно.
2. Учти: словообразование не интересуется формообразующими суффиксами и окончаниями.
Для него важна основа слова, выделяемая по начальной форме слова.
Не удивляйся:
Окончаний может быть несколько, они могут быть не только в конце, но и в середине слов, например, у числительных: двести, триста, четыреста. Первое окончание в таких числительных разрывает основу слова.
3. Не путай словообразовательные и формообразующие морфемы.
Словообразовательный разбор не занимается формами слова. Поэтому он и начинается с определения начальной формы анализируемого слова.
Примеры:
веселее – н.ф.: весёлый, основа – весел-
прилетела – н.ф.: прилететь, основа – прилете-
увидевший – н.ф.: увидеть, основа – увиде-
воды – н.ф.: вода, основа – вод-
осенью – н.ф.: осенью, основа – осенью (наречие, неизм.)
4. При подборе слова с производящей основой не путай его с непроизводным словом, начинающим словообразовательную цепочку.
Например, ошибочно полагать, что для слов по-боксёрски и боксёрский производящая основа – бокс.
Примеры:
по-боксёрски ← боксёрский
боксёрский ← боксёр
боксёр ← бокс
Запомни:
Слово с производящей основой тоже должно быть поставлено в начальную форму.
Умение выстраивать словообразовательную цепочку - полезное, практическое умение, потому что такая цепочка показывает последовательность в образовании группы родственных слов. Кто умеет выстраивать такие цепочки, легче найдёт парное слово с производящей основой к слову, предложенному для анализа. Однако при этом для самого разбора вся цепочка не нужна, нужно лишь ближайшее предшествующее звено: слово с производящей основой.
5. При определении средств словообразования сравни производящую и производную основы.
Если средством является приставка или суффикс, выделяй их правильно.
Примеры:
приехать ← ехать (проверка: приехать – прилететь, приплыть, прийти)
грузчик ← груз (проверка: грузчик – переводчик, наладчик, резчик)
Не выделяй все имеющиеся в анализируемом слове приставки и суффиксы. Это необходимо для морфемного, а не для словообразовательного анализа.
Выделено должно быть только средство, с помощью которого данное слово образовано от производящей основы.
Примеры:
по-боксёрски ← боксёрский
красненький ← красный
перечитывать ← перечитать
Смотрите также
- Глава 5. Словообразование
- Особенности словообразовательного разбора
- Примеры и комментарии
- Типичные ошибки
- Первые шаги - подготовительные задания
- Тренинг "Словообразовательный разбор"
- Итоговые тесты "Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ"
- В1 - В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
- Словообразование