В1 - В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями

Как готовиться к заданиям части В?

Вопреки распространённому мнению, отмечу, что не все задания части В сложны. Для выполнения В1-В7, например, нужен минимум лингвистических сведений, знание самой основной, базовой терминологии курса и осознание того, какие именно языковые явления стоят за тем или иным термином. Но нужно научиться эти явления
1) идентифицировать, т.е., попросту говоря, узнавать и
2) дифференцировать, т.е. отличать друг от друга.

Ещё одно важное замечание. Для некоторых заданий пригодится информация, которую вы уже получили при подготовке к заданиям части А: А8, А9 и А20. Так, при подготовке
к В4 полезна информация, которую можно найти в статье А8. Грамматическая основа предложения,
для В5 - в статье А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами,
а для В6 - в статье А9. Как не ошибиться в синтаксической характеристике предложения? 
Не забудьте вернуться к этим материалам, и они поработают для вас еще раз.

Внимание:

На нашем сайте для интенсивной практики открыта новая рубрика: Тренинги для претендентов на высокий тестовый балл, содержащая интерактивные тренинги для подготовки к заданиям части В


ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

А теперь обо всём по порядку.

В1 проверяет знание способов словообразования. Учебники указывают разное количество способов. ФИПИ обещает, что концептуальные расхождения авторских коллективов не повлияют на оценку ответов выпускников. Однако во избежание проблем советую познакомиться с перечнем способов словообразования, представленным на этом сайте. При решении вопроса о том, сколько и каких именно способов включить в список, я исходила из  рекомендаций ФИПИ. Для подготовки обратись к следующим материалам: Русская грамматика / Глава 5. Словообразование.

В2 посвящено частям речи. Необходимо выписать из нескольких предложений все слова, относящиеся к определённой части речи. Чаще всего требуется найти прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, частицы. Для подготовки см.:

Русская грамматика / Глава 6. Морфология. Части речи
Русская грамматика / Глава 8. Морфология. Имя прилагательное
Русская грамматика / Глава 9. Морфология. Имя числительное
Русская грамматика / Глава10. Морфология. Местоимение 
Русская грамматика / Глава 14. Морфология. Наречие
Русская грамматика / Глава 16. Морфология. Предлог
Русская грамматика / Глава 17. Морфология. Союз
Русская грамматика / Глава 18. Морфология. Частица 

Тем, кто не уверен в своём умении различать слова разных частей речи, советую обратиться в раздел: СОС / Грамматический словарик. Находите соответствующие подразделы, в которых слова сгруппированы по частям речи. Они так и называются: НаречияПредлоги, Союзы и т.п. За несколько минут ваш лингвистический опыт существенно расширится. Советую обратиться  к материалам и для 5-8, и для 9-11 классов.

В3 требует знания типов подчинительной связи в словосочетании: согласования, управления, примыкания.

Согласование - это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках, например, рода, числа и падежа - весёлые денёчки или числа и падежа - мамой-врачом, родителями-музыкантами.

Управление  - это тип подчинительной связи, при котором форма падежа зависимого слова определяется главным словом, например: уплетать мороженое, объесться мороженым - глаголы управляют падежом существительного.

Примыкание - это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово - это или неизменяемое слово, или форма изменяемого слова, но не имеющая признаков рода, числа и падежа, например: говори тише, яйцо всмятку(в) брюках хаки.

В4 требует знания классификации односоставных предложений. Вспомним, если в предложении есть  подлежащее и сказуемое, то это двусоставное предложение, например: Мы сдаём ЕГЭ. Если только один главный член, то предложение односоставное, например: Ночь. На улице стало холодно.

Предложения с одним главным членом - подлежащим - назывные.
Примеры: Июнь. Полдень. Жара.

 Предложения с одним главным членом - сказуемым - подразделяются на виды в зависимости от того, чем выражено сказуемое. Таких вида четыре:

  1. Определённо-личные, например: Позвони мне вечером., Пойдём в кино., Собираю вещи и еду.
  2. Неопределённо-личные, например: Звонят.
  3. Обобщённо-личные, например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда., Зазнаек не любят.
  4. Безличные предложения, например: Холодает., Меня знобит., Завтра рано вставать.

Подробнее см.: А8. Грамматическая основа предложения.

В5 посвящено осложнённым предложениям. В центре внимания обособления. О них подробно рассказано в статье А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

В6 предусматривает знание того, каким бывает сложное предложение. Об этом см.: А9. Как не ошибиться в синтаксической характеристике предложения? 

В7 посвящено средствам связи предложений в тексте. Чтобы выполнить это задание, нужно осознать, что текст - это не набор случайных предложений. Его целостность не только смысловая. Она выражена языковыми средствами разных уровней. Например, для этой цели служат союзы (синтаксическое средство), повторы, вводные слова (лексическое средство), местоимения (морфологическое средство) и др. Если бы задание требовало найти в тексте весь перечень разнообразных средств, оно могло бы считаться сложным. Но, к счастью, в В7 средства связи названы в формулировке задания, и задача сводится лишь к поиску предложения, в котором есть союзы, местоимения, лексические повторы, контекстные синонимы, вводные слова и т.п. Для самопроверки советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения или стихотворение, классификацию местоимений по разрядам (с примерами). Дело в том, что есть КИМы, включающие различные местоимения с указанием на то, какие именно требуется найти. См. раздел: Русская грамматика / Глава 10. Морфология. Местоимения.

А теперь проверь себя по заданиям из демоверсий ЕГЭ 2010, 2011 и 2012. Поскольку формулировки заданий не предусматривают выбора, то интерактивная форма не предлагается. Ответы к заданиям вы найдёте после перечня заданий.

 

Образцы заданий из демоверсии 2010

(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной поляны. (2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3) Лейтенант решил воспользоваться этим. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. (5) - За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит строго. (6) - В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции "Сокол", вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11) Пора выходить. (12) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14) "Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить". (15) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только с мороза - румяные, особенно девушки... (16) Но вот снова твёрдый пол под ногами. (17) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18) Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19) Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20) Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21) Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22) Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23) А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24) Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25) Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же... (26) По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Револющии. (27) Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28) Понравилась Федосееву станция "Маяковская" со стальными колоннами, приглянулись "Красные ворота" - красные и белые плиты под ногами. (29) В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30) На станции "Арбатская" на служебной двери - табличка "Для рожениц". (31) На станции "Курская" работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32) Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34) Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву)

В1     Укажите способ образования слова узнавание (предложение 33).

В2     Из предложений 12-14 выпишите все прилагательные.

В3     Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

В4     Среди предложений 26-35 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5     Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

В6     Среди предлоржений 3-8 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

В7     Среди предложений 21-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответы

В1 суффиксальный,
В2 новом, подземном (можно: новый, подземный),
В3 давнознакомым (можно: подавнознакомым),
В4 35,
В5 22,
В6 8,
В7 24.

* Внимание: в бланках пиши слова без пробелов, как в ответе В3.

 

Образцы заданий из демоверсии 2011

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: (3) - Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5) Главное - сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие? (12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. (13) - Я скажу тебе правду. (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. (15) - Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел - объясни мне. (19) - Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка ещё горячей водицы. (21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. (26) - Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

 

(По Л.Андрееву)

В1     Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2     Из предложений 27-30 выпишите краткие прилагательные.

В3     Укажите тип подчинительной связи в словосочетании мучительно жаль (предложение 8).

В4     Среди предложений 12-20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5     Среди предложений 21-25 найдите простое предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

В6     Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.

В7     Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого     предложения.

Ответы

В1 безжалостным, 
В2 велика,глубоко (можно: глубоко,велика), 
В3 примыкание, 
В4 20, 
В5 21, 
В6 29,
В7 8.

Внимание: в бланках пиши слова без пробелов, как в ответе В2.

 

Образцы заданий из демоверсии 2012

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)- Де нет же, тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)"Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, - негде было пристроиться, - кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое - то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это,- Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась  в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей  клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости!  (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить..."

-(27)да, он очень вырос, твой Родион, ты права... - складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.                                                  

 

(По Л.Леонову)

*Леонид Максимович Леонов (1899-1994)
- русский писатель, общественный деятель.

В1     Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2     Из предложений 16-18 выпишите числительное.

В3     Укажите тип подчинительной связи в словосочетании в те дни (предложение 29).

В4     Среди предложений 21-26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5     Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6     Среди предложений 2-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

В7     Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответы:

В1 поблизости,
В2
девяти (можно: девять),
В3 согласование,
В4
21,26 (можно: 26,21),
В5 8,
В6 9,
В7 19.

Внимание: Ответы пишутся без пробелов, как в В4

Подготовившись, повторив все рекомендованные материалы, обязательно пройди  Итоговый тест "Морфологический анализ в формате ЕГЭ".

 

Смотрите также