Глава 14. Морфология. Наречие
В данной главе:
§1. Общая характеристика наречия
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречия - разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий – знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там – указательное, куда, где – вопросительные и относительные, всюду – определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль - местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.
Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.
1. Грамматическое значение – признак признака, признак действия, реже – признак предмета.
Примеры:
Очень красивый – признак признака,
Весело смеяться – признак действия,
Кофе по-турецки – признак предмета.
Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.
2. Морфологические признаки:
- постоянные– неизменяемость,
- изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее).
3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.
Мы сделали работу быстро.
Она замужем.
Примечание:
Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при рассмотрении наречий и слов категории состояния.
§2. Разряды по значению
1. Обстоятельственные:
1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,
2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,
3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,
4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.
2. Определительные:
1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,
2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Разряд качественных наречий самый многочисленный.
§3. Качественные наречия на –о//-е. Степени сравнения
Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´льшей (ме´ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени.
Примеры:
- положительная степень: Сын поёт громко.
- сравнительная степень: Сын поёт громче, чем обычно. Сын поёт более громко, чем его друг.
- превосходная степень: Сын поёт громче всех.
Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:
весело - веселее (веселей),
легко - легче,
тонкий - тоньше.
Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:
более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.
Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее: наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего, например, серьёзнее всех, вкуснее всего.
Обратите внимание:
После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие - в сравнительной степени.
Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.
Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.
Примеры:
Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.
Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.
Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).
В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо)
§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.
В чём проблема? Что обсуждается?
В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
Эти слова обозначают состояние природы или человека:
На улице холодно. Мне холодно.
Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.
На улице стало холодно . На улице холоднее, чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.
Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях.
Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым - категорией состояния. Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.
Слова категории состояния могут иметь омонимы других частей речи:
- Ей холодно (кат. состояния).
- Она ответила холодно (наречие).
- Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).
Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.
Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия – обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые - только сказуемым в безличном предложении.
Примеры:
Справа был лес.
Она ответила холодно.
Ей стало холодно.
Мне было стыдно.
Авторы школьных учебников трактуют этот материал по-разному. Если ты учишься по учебнику, в котором слова категории состояния выделены в особую часть речи, то обязательно обратись к главе, в которой они рассмотрены подробнее: Глава 15. Морфология. Категория состояния.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?
- Да
- Нет
-
Какова синтаксическая связь наречий с другими словами?
- Согласование
- Управление
- Примыкание
-
Все ли наречия являются знаменательными словами?
- Да
- Нет
-
У каких наречий есть непостоянный (изменяемый) признак степени сравнения?
- У всех
- У наречий, образованных от качественных прилагательных
-
С помощью каких суффиксов образуются наречия от качественных прилагательных?
- Суффиксов -о- или -е-
- Суффиксов -ому- (-ему-)
- Суффикса -ых- (-их-)
-
В какой степени качественных наречий признак проявляется в большей или меньшей степени?
- В положительной степени
- В сравнительной степени
- В превосходной степени
-
В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?
- В положительной степени
- В сравнительной степени
- В превосходной степени
-
К какому разряду по значению относятся наречия: сгоряча, сдуру, по скупости, по глупости, по незнанию?
- Времени
- Причины
- Цели
-
К какому разряду относятся наречия: весело, медленно, быстро, втроём?
- Качественные
- Количественные
-
К какому разряду относятся наречия: много, нисколько, впятеро?
- Качественные
- Количественные
Правильные ответы:
- Да
- Примыкание
- Нет
- У наречий, образованных от качественных прилагательных
- Суффиксов -о- или -е-
- В превосходной степени
- В превосходной степени
- Причины
- Качественные
- Количественные