Глава 14. Морфология. Наречие

§1. Общая характеристика наречия

 Наречие – это самостоятельная часть речи.

Наречия - разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий – знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там – указательное, куда, где – вопросительные и относительные, всюду – определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль - местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.

Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.

1. Грамматическое значение – признак признака, признак действия, реже – признак предмета.

Примеры:

Очень красивый – признак признака,
Весело смеяться – признак действия,
Кофе по-турецки – признак предмета.

Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– неизменяемость,
  • изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво - красивее).

3. Синтаксическая роль в предложении - обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях. 

Мы сделали работу быстро.

Она замужем.

Примечание:

Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при рассмотрении наречий и слов категории состояния

 

§2. Разряды по значению

1. Обстоятельственные:

1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,

2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,

3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,

4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.

 

2. Определительные:

1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,

2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Разряд качественных наречий самый многочисленный. 

 

§3. Качественные наречия на –о//-е. Степени сравнения

Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо´льшей (ме´ньшей) или  в наибольшей (наименьшей) степени. 
Примеры:

  • положительная степень: Сын поёт громко.
  • сравнительная степень: Сын поёт громче, чем обычно. Сын поёт более громко, чем его друг.
  • превосходная степень: Сын поёт громче всех.

Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:

весело - веселее (веселей),
легко - легче,
тонкий - тоньше. 

Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:

более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.

Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее  или наименее: наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего, например, серьёзнее всех, вкуснее всего

Обратите внимание:

После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие - в сравнительной степени.

Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.

Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.

Примеры: 

Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши. 

Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.

Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).  

В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо)

 

§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния

Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.

В чём проблема? Что обсуждается?

В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
Эти слова обозначают состояние природы или человека: 

На улице холодно. Мне  холодно.

Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.

На улице стало холодно . На улице холоднее, чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.

Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях. 

Традиционно эту группу слов рассматривали как  группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым - категорией состояния. Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.

Слова категории состояния могут иметь омонимы других частей речи:

  • Ей холодно (кат. состояния).
  • Она ответила холодно (наречие).
  • Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное). 

Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.

Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством,  некоторые наречия – обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые - только сказуемым в безличном предложении.

Примеры:

Справа был лес.
Она ответила холодно.
Ей стало холодно. 
Мне было стыдно.

Авторы школьных учебников трактуют этот материал по-разному. Если ты учишься по учебнику, в котором слова категории состояния выделены в особую часть речи, то обязательно обратись к главе, в которой они рассмотрены подробнее: Глава 15. Морфология. Категория состояния.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли полагать, что к наречиям относятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова?

    • Да
    • Нет
  2. Какова синтаксическая связь наречий с другими словами?

    • Согласование
    • Управление
    • Примыкание
  3. Все ли наречия являются знаменательными словами?

    • Да
    • Нет
  4. У каких наречий есть непостоянный (изменяемый) признак степени сравнения?

    • У всех
    • У наречий, образованных от качественных прилагательных
  5. С помощью каких суффиксов образуются наречия от качественных прилагательных?

    • Суффиксов -о- или -е-
    • Суффиксов -ому- (-ему-)
    • Суффикса -ых- (-их-)
  6. В какой степени качественных наречий признак проявляется в большей или меньшей степени?

    • В положительной степени
    • В сравнительной степени
    • В превосходной степени
  7. В какой степени качественных наречий признак проявляется в наибольшей или наименьшей степени?

    • В положительной степени
    • В сравнительной степени
    • В превосходной степени
  8. К какому разряду по значению относятся наречия: сгоряча, сдуру, по скупости, по глупости, по незнанию?

    • Времени
    • Причины
    • Цели
  9. К какому разряду относятся наречия: весело, медленно, быстро, втроём?

    • Качественные
    • Количественные
  10. К какому разряду относятся наречия: много, нисколько, впятеро?

    • Качественные
    • Количественные

Правильные ответы:

  1. Да
  2. Примыкание
  3. Нет
  4. У наречий, образованных от качественных прилагательных
  5. Суффиксов -о- или -е-
  6. В превосходной степени
  7. В превосходной степени
  8. Причины
  9. Качественные
  10. Количественные

 

Смотрите также