Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись
В данной главе:
- Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
- Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
- Состав слова. Морфемика
- Производство слов. Словообразование
- Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
- Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
- Уровни языка и языковые единицы
- Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
- Проба сил. Итоговый тест
§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
Язык представлен в виде речи: устной и письменной. Письменная речь появилась позже устной. Письменность изобрели для сохранения информации и передачи её во времени и пространстве. Благодаря этому мы можем узнать информацию, записанную много веков назад очень далеко от места, где находимся сейчас. Появление письменности - такая же важная веха в развитии человеческой цивилизации, как и появление компьютера в наши дни. Даже еще важнее.
Устная речь – это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи – звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.
Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на письме.
Буквы можно написать.
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел, уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения у человека - глаза.
Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается слушающим.То, как слово звучит, обозначает транскрипция: специальные условные значки. Чтобы правильно передать звучание, нужно знать правила транскрипции. Они несложные: слово записывается символам: печатными кириллическими буквами в прямых квадратных скобках. Но не так, как оно пишется, а так, как произносится и слышится.
Слово дуб в фонетической транскрипции выглядит так: [дуп].
Транскрипция отражает характер звучания, который помогают передать дополнительные значки. Например, для того чтобы передать мягкость согласного в слове соль (на письме эту задачу решает мягкий знак после буквы л), используется особый знак: [сол'] Подробнее см. Правила фонетической транскрипции.
Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита. Говори правильно: алфави´т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.
Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография.
§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна´чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.
Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.
§3. Состав слова. Морфемика
Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.
Морфемы: корень, приставка, су´ффикс, интерфи´кс, окончание.
Корень обозначают так: страна
Приставку обозначают так: посмотреть
Суффикс обозначают так: молодец
Интерфи´кс никак не обозначают. Интерфикс - это соединительные гласные е и о в сложных словах: самовар,землеройка.
Окончание обозначают так: страна, посмотреть, молодец
Корень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: страна, посмотреть, молодец.
У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.
§4. Производство слов. Словообразование
Образование слов, их производство – это работа морфем. Сравним слова: дом и домик .
Слово домик образовано от слова дом . Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа производная, а какая производящая.
Худой →худ-еньк-ий,
→худ-об-а,
→худ – ышк-а,
→худ –е-ть →по- худ-е-ть→по-худе-ни-е , точнее: [н’ий’] – [э]
От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.
§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
Для русского языка важно - изменяется слово или нет, и если изменяется, то как. Оказывается, слова могут изменяться по-разному и соответственно имеют разные наборы форм. У слов со сходным набором форм – общее для данного класса слов грамматическое значение и роль в предложении. Подробнее об изменении слов: Как изменяются слова в русском языке, а также Раздел 6. Морфология.
Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.
§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.
Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.
Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение – это самостоятельная единица языка.
Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.
Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.
§7. Уровни языка и языковые единицы
В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:
сдать [здат’] – приставка с- произносится как один звук [з],
делить [д’эл’ит’] – суффикс -и- состоит из одного звука,
дому [дому] – окончание -у состоит из одного звука.
Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как – корень, врозь – корень, жаль – корень.
Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например, Ночь! - это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным членом подлежащим – назывное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Что является минимальной единицей устной речи?
- Звук
- Слово
-
Как называются специальные символы, служащие для передачи характера звучания?
- Буквы
- Знаки транскрипции
-
Какая дисциплина изучает буквенный состав слова, правила написания слов, их частей и форм?
- Фонетика
- Орфография
- Морфемика
-
Какая единица языка называет предметы, признаки, действия и другие реалии действительности?
- Звук
- Морфема
- Слово
-
Что изучает морфемика?
- Звуковой состав слов
- Лексическое значение слов
- Морфемную структуру слов
- Способы образования слов
-
Словообразование рассматривает основы или окончания слов?
- основы
- окончания
-
Все ли русские слова изменяемые?
- Да
- Нет
-
Как называются классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при изменении и роль в предложении?
- Способы словообразования
- Части речи
- Предложения
-
Какие признаки свойственны всем словам одной части речи: постоянные (неизменяемые) или непостоянные (изменяемые)?
- Постоянные
- Непостоянные
-
Какая единица языка грамматически и интонационно оформлена?
- Звук
- Слово
- Предложение
Правильные ответы:
- Звук
- Знаки транскрипции
- Орфография
- Слово
- Морфемную структуру слов
- основы
- Нет
- Части речи
- Постоянные
- Предложение