Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись

§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика

Язык представлен в виде речи: устной и письменной. Письменная речь появилась позже устной. Письменность изобрели для сохранения информации и передачи её во времени и пространстве. Благодаря этому мы можем узнать информацию, записанную много веков назад очень далеко от места, где  находимся сейчас. Появление письменности - такая же важная веха в развитии человеческой цивилизации, как и появление компьютера в наши дни. Даже еще важнее.

Устная речь – это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи – звуки. 
Звуки можно произнести. 
Звуки можно услышать. 
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.

Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на письме. 
Буквы можно написать. 
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел, уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения у человека - глаза.

Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается слушающим.То, как слово звучит, обозначает транскрипция: специальные условные значки. Чтобы правильно передать звучание, нужно знать правила транскрипции. Они несложные: слово записывается символам: печатными кириллическими буквами в прямых квадратных скобках. Но не так, как оно пишется, а так, как произносится и слышится.
Слово дуб в фонетической транскрипции выглядит так: [дуп].
Транскрипция отражает характер звучания, который помогают передать дополнительные значки. Например, для того чтобы передать мягкость согласного в слове соль (на письме эту задачу решает мягкий знак после буквы л), используется особый знак: [сол'] Подробнее см. Правила фонетической транскрипции.

Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита. Говори правильно: алфави´т. 
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.

Звуковой состав  языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография.

 

§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология

Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают  значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому  слово считают зна´чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец  могут использоваться  вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.

Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.

 

§3. Состав слова. Морфемика

Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.

Морфемы: корень, приставка, су´ффикс, интерфи´кс, окончание.

Корень обозначают так: страна
Приставку обозначают так: посмотреть
Суффикс обозначают так: молодец

Интерфи´кс никак не обозначают. Интерфикс - это соединительные гласные е и о в сложных словах: самовар,землеройка.
Окончание обозначают так: страна, посмотреть, молодец 

Корень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: страна, посмотреть, молодец.

У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.

 

§4. Производство слов. Словообразование

Образование слов, их производство – это работа морфем. Сравним слова: дом  и домик .

Слово домик  образовано от слова дом . Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа производная, а какая производящая.

Худой →худ-еньк-ий,
            худ-об-а,
            худ – ышк,
            →худ –е-ть →по- худ-е-ть→по-худе-ни-е , точнее: [н’ий’] – [э]

От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.

 

§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология

Для русского языка важно - изменяется слово или нет, и если изменяется, то как. Оказывается, слова могут изменяться по-разному и соответственно имеют разные наборы форм. У слов со сходным набором форм – общее для данного класса слов грамматическое значение и роль в предложении. Подробнее об изменении слов: Как изменяются слова в русском языке, а также Раздел 6. Морфология.

Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.   
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.

 

§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис

Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.

Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка. 

Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение – это самостоятельная единица языка.

Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.

Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.

 

§7. Уровни языка и языковые единицы

В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны  морфемы, состоящие только из одного звука, например:

сдать [здат’] – приставка с- произносится как один звук [з],
делить [д’эл’ит’] – суффикс  -и-   состоит из одного звука, 
дому  [дому] – окончание   состоит из одного звука.

Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие  только из одной морфемы:  как – корень, врозь – кореньжаль – корень.

Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например,  Ночь! - это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным членом подлежащим – назывное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

 

§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса

 

У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной единицей устной речи?

    • Звук
    • Слово
  2. Как называются специальные символы, служащие для передачи характера звучания?

    • Буквы
    • Знаки транскрипции
  3. Какая дисциплина изучает буквенный состав слова, правила написания слов, их частей и форм?

    • Фонетика
    • Орфография
    • Морфемика
  4. Какая единица языка называет предметы, признаки, действия и другие реалии действительности?

    • Звук
    • Морфема
    • Слово
  5. Что изучает морфемика?

    • Звуковой состав слов
    • Лексическое значение слов
    • Морфемную структуру слов
    • Способы образования слов
  6. Словообразование рассматривает основы или окончания слов?

    • основы
    • окончания
  7. Все ли русские слова изменяемые?

    • Да
    • Нет
  8. Как называются классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при изменении и роль в предложении?

    • Способы словообразования
    • Части речи
    • Предложения
  9. Какие признаки свойственны всем словам одной части речи: постоянные (неизменяемые) или непостоянные (изменяемые)?

    • Постоянные
    • Непостоянные
  10. Какая единица языка грамматически и интонационно оформлена?

    • Звук
    • Слово
    • Предложение

Правильные ответы:

  1. Звук
  2. Знаки транскрипции
  3. Орфография
  4. Слово
  5. Морфемную структуру слов
  6. основы
  7. Нет
  8. Части речи
  9. Постоянные
  10. Предложение

  

Смотрите также