Что как устроено в русском языке

 

Узнай, как всё устроено в русском языке

Если ты ещё в начальной школе, то можешь свободно использовать этот материал. Поверь, не важно, в каком классе ты учишься. И по какому учебнику. Лишней информации тут нет. Можно читать всё подряд. А можно обратиться к параграфу, содержащему тему, которую ты сейчас изучаешь в школе. Или которую ты пропустил. Или которую ты не понял. Или понял, но хочешь знать ещё лучше. Выбери тему.

§1. Языки живые и мёртвые

Русский язык живой. Он живёт и развивается вместе с обществом, отражая то, что сейчас происходит в жизни людей. 
Бывает, языки умирают. Древние языки, такие как  древнегреческий и латынь, сегодня важны для нас как факт культуры. На этих языках сохранились тексты. Но современные люди на этих языках уже не разговаривают, хотя раньше на них общались, как сегодня мы общаемся на русском, английском, немецком, французском, испанском, португальском и многих-многих других живых языках.

§2. Зачем нам язык?

Язык – это то, что помогает нам общаться, понимать друг друга.
Мы пользуемся языком, когда говорим или пишем, но есть ведь и внутренняя речь. Когда мы думаем о чём-то, мы всё равно говорим, но только «про себя». Может быть, ты замечал, что иногда "разговариваешь" молча, про себя? Иногда ты мысленно произносишь целые монологи. И диалоги тоже. В этом случае ты мысленно проговариваешь фразы за обоих участников твоего внутреннего диалога.  Внутренняя речь - это тоже речь. Ты думаешь по-русски, потому что русский - твой родной язык.
И читать можно по-разному: вслух и про себя. Известно, что когда люди читают про себя, их язык совершает чуть заметные движения. Читая, мы воспринимаем информацию, передаваемую нам с помощью языка. Значит, читая, люди тоже пользуются языком.

  • Когда мы говорим или пишем что-то, мы производим речь.
  • Когда мы слушаем или читаем, мы воспринимаем речь, которая произведена другими.

Мы понимаем друг друга, потому что речь производится и воспринимается по определённым правилам.
Учёные не придумывают правила. Они исследуют, как, по каким правилам всё устроено.

§3. Речь - устная и письменная

Язык существует в виде речи. А речь может быть письменной и устной. 
Устная речь – это когда люди разговаривают: говорят что-то друг другу, слушают друг друга. Устная – потому что это речь, которая появляется изо рта человека. В старину рот называли устами.

Нельзя без специальных устройств услышать, что говорит человек, если он далеко от тебя. 
Нельзя без специальных устройств или специальных действий, таких как письмо, рисунок и т.п., сохранить информацию и перенести её на другое место.

Поэтому очень-очень давно, когда ещё не было компьютеров, люди придумали, как сохранять и переносить информацию. Для этого изобрели письменность. Письменная речь – это условное отображение речи на бумаге. Когда-то писали на глиняных дощечках или на кусочках бересты и других материалах. Было придумано много способов передавать информацию во времени и пространстве. Письменная речь - один из самых эффективных способов, ему уже тысячи лет.

Ты наверняка знаешь, что такое интернет? Это современное средство хранения и передачи информации. Его особенность – огромные расстояния и огромные скорости. Благодаря интернету люди могут общаться, находясь на разных концах планеты. 

§4. Буквы и звуки. Орфограммы

Маленькие повторяющиеся частички: буквы и звуки - это единицы речи.

  • Звуки – это единицы устной, звучащей речи. Звук можно произнести. Его можно услышать.
  • Буква – это условное изображение звука на письме. Буквы пишут и читают.

Звуков и букв неодинаковое количество. Между ними нет точного соответствия. Поэтому важно знать, как принято обозначать звуки на письме. Все слова, где нет точного соответствия между буквами и звуками, — ошибкоопасные места. Например: каждый знает, что сочетания жи-ши нужно писать через букву и, хотя все слышат в них звук [ы]. Значит, произношение и написание могут не совпадать. Если писать, не зная этого, можно сделать ошибку. Пиши правильно: машина. И всегда сохраняй внимание в ошибкоопасных местах. В учебниках по русскому языку их называют орфограммами. На нашем сайте есть специальный раздел, который учит писать орфограммы правильно: Орфография.

§5. Алфавит

Буквы, расположенные по порядку, называются алфави´том.
Одно важное замечание. У тебя есть имя? Есть. Тебе приятно, когда его коверкают? Вот и названия букв коверкать не следует. Называй буквы правильно и в нужном порядке:

А а – а    Б б – бэ     В в – вэ     Г г – гэ    Д д – дэ 

Е е – е     Ё ё – ё       Ж ж – жэ     З з – зэ 

И и – и      Й й – и краткое 

К к – ка      Л л – эль     М м – эм     Н н – эн 

О о – о     П п – пэ     Р р – эр     С с – эс     Т т – тэ 

У у – у     Ф ф – эф     Х х – ха    Ц ц  - цэ     Ч ч – че 

Ш ш – ша     Щ щ – ща 

Ъ – твёрдый знак      ы - ы      ь – мягкий знак 

Э э – э        Ю ю –ю         Я я – я 

Называй буквы правильно:
1) бэ, вэ, гэ, дэ, жэ, зэ, пэ, тэ, цэ, че
2) ка, ша, ща
3) эль, эм, эн, эр, эс, эф 

И запомни: в слове алфавит ударение на последнем слоге – алфави´т. 

§6. Звуки: гласные и согласные

Все звуки в чём-то похожи, но чем-то отличаются друг от друга.

Все образуются благодаря тому, что воздушная струя проходит через рот.
Все произносятся не изолированно, а вместе с другими звуками, образуя звуковую оболочку слов. Звуковая оболочка похожа на кожуру апельсина: это не сам апельсин – её никто не ест. Но без неё и апельсин трудно себе представить.
Все звуки помогают различать смысл слов: сом - дом, кот - кит, сок – сук и так далее.

Звуки разные: гласные и согласные.

Примеры гласных: [а], [о], [э], [и], [у], [ы].
Примеры согласных: [п],[п’], [б], [б’], [с], [с’], [з], [з’], [м], [м’], [н], [н’] и другие.

  • Для гласных важен голос, а для согласных – шум.
  • Гласные можно кричать и петь, а согласные - нет.
  • Гласные - рторазмыкатели, а согласные - ртосмыкатели.
  • Гласные образуют слог, а согласные - нет.
  • И ещё: в русском языке гласных мало, а согласных много.

Все вместе звуки языка отлично справляются со своей работой: они служат оболочкой для содержания, которое один человек хочет передать другому.

§7. Звуковой поток

Изолированно произнесённые звуки никого не интересуют. Всем важен поток речи. Струясь, как вода в ручье, поток речи несёт смысл. Поток речи организован: это не бессмысленный набор, не нагромождение звуков, не путаница, а порядок. Поэтому  в нём легко вычленить предложения, слова, слоги, звуки. Всё это – отрезки речевого потока.

§8. Позиции звуков

Позиция означает положение. Позиция важна во всём: и в игре, и в бою, и в языке. Вот ты сидишь перед компьютером. Тебе удобно играть. Хорошая позиция. Потом ты лезешь под стол, куда закатилась ручка. Эта позиция удобна для того, чтобы  достать ручку, и совершенно неудобна для того, чтобы играть в компьютерную игру или делать уроки. Есть суп или спать под столом тоже неудобно.

У звуков также есть позиции. Сильные и слабые. Сильные позиции – это те, в которых звук представлен в своём основном, неизменённом виде.
Для гласных сильная позиция - ударный слог.
Мы говорим: дом и слышим звук [о´] отчётливо, ясно.
Не забудь: прямые квадратные скобки показывают, что в них транскрипция - запись произносимых звуков специально для этого принятыми символами. Например, маленькая запятая сверху обозначает мягкость согласного. [м] - твердый звук, а [м'] - мягкий. Запомни это и не забывай обозначать мягкость согласных при фонетическом разборе.

В позиции без ударения, т.е. в безударных слогах, никакой ясности. Потому что это слабая позиция. Сравни: дом – дома´. В слове дома´ о - в слабой позиции, поэтому мы и слышим не [о], а [а]. Гласные уже не звучат так чётко и ясно и даже перестают различаться. То есть по звучанию уже не скажешь, какая гласная там на самом деле: о или а. Учёные обозначают невозможность определить, какой гласный произносится в слабой позиции смешными и вовсе не трудными  словами. Это слова: а´канье и и´канье. Во многих учебниках этих слов нет. Но я думаю, что они лёгкие и хорошо запоминаются.

В слове вода в слоге перед ударением о становится похож на [а], такой же звук, как в слове ст[а]ка´н. Подумай, какой гласный слышен в безударном слоге в словах Москва´, козёл, столы´? Если ты произнесёшь каждое слово несколько раз и услышишь гласный [а], то результат правильный. В слабой позиции [о] никогда не произносится. 

С аканьем разобрались. А что такое иканье? Ведь никто не говорит [м'ил’ико´]!

Правильно, иканье бывает не после твёрдых, а после мягких согласных. Представь себе две игрушки: меч и мяч. Если мама скажет: - Сынок, поиграй с м[и]чом!, - то это и будет иканье. На месте э и а в безударных согласных мы произносим звук, похожий на [и]. И можно не понять, какую игрушку имеле в виду мама. Потому что гласные в слабой позиции не различаются.

Для согласных сильная позиция – перед гласными. В этом положении согласный тоже выступает в своём основном виде. 
А в слабых позициях происходят изменения. Согласные в слабой позиции тоже видоизменяются. Парные звонкие произносятся глухо. Согласные оглушаются на конце слов, например: горо[т] вместо город, гара[ш] вместо гараж, или перед парными глухими: [з]дача вместо сдача. А перед звонкими, напротив, происходит озвончение глухих, например: во[г]зал вместо вокзал. Эта позиция тоже слабая. Бывают и другие изменения согласных. Все они наблюдаются в слабых позициях.

Некоторые учебники дают только самое общее представление о сильных и слабых позициях, а некоторые рассказывают об этом почти так же подробно, как на 1-м курсе университета.

§9. Слог

Воздух выходит изо рта толчками, порциями.

Если поднести руку ко рту и сказать четко и медленно слово верблюд, то почувствуешь два толчка. А теперь скажи слово мост. Чувствуешь один толчок? Каждый толчок воздуха - это один слог. 

Главную роль в слоге играют гласные. Они всё организуют, совсем как командиры или воспитатели в детском саду. Воспитатель - гласный, а детишки вокруг него - согласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слог не может состоять только из согласных, а из одного гласного может.

Нужно уметь определять, сколько в слове слогов. Это необходимо для фонетического разбора.  

Если слово длинное и не помещается на строке, его переносят. Правильно переносить слова по слогам.

§10. Перенос

Если уметь делить слова на слоги и знать некоторые простые правила, ошибок при переносе не будет. Переносят слова часто. Поэтому правила переноса нужно знать.

Основные правила переноса:

  • Нельзя переносить одну букву, даже если эта буква гласная и составляет отдельный слог.
  • Нельзя отрывать мягкий знак от согласной буквы.
  • Если в слове есть двойные согласные, то слово делится для переноса между ними: кас-са, Ал-ла, профес-сор.

Все правила переноса для мам и любознательных. 

§11. Ударение

В каждом слове есть центр. Это слог с самым сильным гласным. Центр слова может быть совсем не в центре, а в разных частях слова: и в начале, и в конце: му´ха, кома´р. И в середине, конечно: обезья´на.  Гласный в ударном слоге находится в сильной позиции.

Ударный слог один, он есть обязательно. Если слово состоит из одного слога, то он ударный. Знак ударения в этом случае не ставят: все и так понимают, что единственный гласный звук в слове под ударением: я, мой, стол, стул, крем, торт.
Если в слове несколько слогов, то все слоги, кроме ударного, безударные. Гласные в них в слабой позиции. Безударных слогов может быть много: матема´тика – 1 слог ударный и 4 безударных, литерату´ра – 1 слог ударный и 4 безударных.

§12. Слово

Слово - это очень важно.
Слова имеют значение.
Слова имеют звуковую оболочку.
Слова имеют структуру. Ведь слово может состоять из разных частей: корня и окончания; приставки, корня и окончания; корня и суффикса и др.
Многие слова имеют форму. Форма помогает словам быть вместе, сочетаться в предложении.
Многие слова играют в предложениях определённую роль: главную или второстепенную. 

Слова изучаются разными языковедческими дисциплинами. Их названия встречаются в учебниках: в оглавлении и параграфах.

Слова фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология и синтаксис имеют по два значения. Все они называют уровни (=ярусы языка), а также и разделы науки, которые их изучают.

§13.  Разборы

Ты знаешь, что медицина занимается здоровьем человека. И врачи специализируются в разных областях: окулист лечит глаза, отоларинголог – ухо, горло, нос, гастроэнтеролог – органы пищеварения, травматолог лечит травмы…
Языкознание тоже рассматривает свой объект с разных сторон. Это удобно показать на примере.
Звёзды!

Фонетический разбор:

Звёзды – слово из двух слогов, 1-й ударный

З – [з] – согл., зв., тв.

в – [в'] – согл., зв., мягк.

ё – [о] – гл. ударн.

з – [з] – согл., зв., тв.

д – [д] – согл., зв., тв.

ы – [ы] – гл. безударн.

6 б., 6 зв.

Морфемный разбор:

Звёзды

Словообразовательный разбор:

Звёзды – непроизводная основа, состоит из корня.

Морфологический разбор:

Мы видим звёзды.

Звёзды – 1) сущ., н.ф.: звезда,
2) нарицательное, неодушевлённое,1 скл., ж.р., в форме ед.ч., В.п.
3) Звёзды

Синтаксический разбор:

Звёзды!
Предложение повествовательное, восклицательное, простое, с одним главным членом – подлежащим, нераспространённое, неосложнённое.

§14. Части слова

Слово состоит из частей. Части называются:

  • корень,
  • приставка,
  • суффикс,
  • основа,
  • окончание.

Главная часть, без которой слов не бывает, - корень. Корень выражает основную часть значения слова. У слова может быть несколько корней. Такие слова называют сложными. Например:  самовар, долгоносик.
А еще, как ты знаешь, бывают приставки и суффиксы. Эти части нужны, чтобы с их помощью в языке образовывались новые слова.
Самовар + н = самоварный
Приставка и корень, корень, суффикс и приставка, корень и суффикс входят в основу слова. У слова самовар основа самовар, у слова самоварный основасамоварн.

Очень важной частью слова является окончание. Окончание не входит в основу слова. Самовар , самоварный.
Если слово изменять, то основа не изменится: самовар, самовара, самовару, самоваром, (о) самоваре .
Если слово изменять, то окончание изменится: долгоносик , долгоносика, долгоносику, долгоносиком, (о) долгоносике.
Некоторые слова изменяются, а некоторые нет, например: метро, пальто, беж, скоро, завтра - неизменяемые слова.
Слова изменяются по-разному. Это очень важно для грамматики. Грамматика изучает, изменяются слова или нет, а если изменяются, то как.

§15. Классы слов

Класс - это группа.
Ты учишься в группе ребят. Слова тоже образуют группы.

  • Важно запомнить вопросы для некоторых классов слов.
  • Важно знать, какое значение у каждого класса.
  • Еще важно знать, какая роль в предложении у слов каждого класса.

Эти три вещи действительно важны: поэтому я и повторила слово важно много раз.
Запомни: есть слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? Их значение - "предмет". В жизни слова´ радость, дождик, лыжи и варенье различаются. Они обозначают разные вещи. Но для грамматики все эти слова похожи. Потому что они отвечают на одни и те же вопросы.

Есть слова, которые отвечают на вопросы: какой? чей?
Их значение - "признак". К ним относятся такие слова, как красный, хитрый, добрый, заячий. Это разные слова, но они входят в один класс.

Есть слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Их значение - "действие". Это такие слова: учиться, смеяться, идти, есть, спать, играть, любить.

Эти три группы слов начинают изучать уже в 1-м классе. Постепенно ты узнаёшь, что каждая группа имеет своё название. И список групп расширяется.

Если ты учишься во 2-м классе, то должен знать термины (=слова-названия): существительное, прилагательное, глагол.
В некоторых школах уже в 1-м классе ребята узнают и другие термины, например: предлоги и союзы.
Предлоги и союзы - это отдельные маленькие слова. Они нужны, чтобы наша речь была связной. Это слова-помощники. Правильно называть их служебными словами. Служебные слова - это отдельные полноправные слова. Они пишутся раздельно, даже если произносятся слитно с другими словами, например:
на дереве, под деревом, за деревом, перед деревом, над деревом, к дереву, от дерева, из-за дерева и т.п.

Запомни: существительные, прилагательные и глаголы изменяются. А служебные слова нет. 

Постепенно нужно привыкнуть и к другим классам (=группам) слов.
Это местоимения, числительные, наречия. Пока ты знаешь о них совсем мало. Но с самого начала такие слова нужно уметь узнавать. В этом поможет СОС. Открывай СОС/Грамматический словарик и ищи нужный класс слов. Узнав много примеров, ты не будешь путаться при определении, к какому классу относится слово.
Местоимений много, они разные. В начальной школе изучают личные местоимения. Это слова: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Эти местоимения могут заменять существительные. Они не называют предметы, а указывают на них. Поэтому значение местоимений - указание. Личные местоимения отвечают на вопросы: кто? что?  Сейчас тебе знакомы и другие местоимения тоже: кто, что, мой, твой, его, её, наш, ваш, их, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, никто, ничто и другие. Уверяю тебя, все местоимения ты знаешь, просто ты не знаешь пока, что они местоимения.

Числительные обозначают числа. Числами ты пользуешься на уроках математики. И на уроках русского языка тоже. Например, когда пишешь, какое сегодня число. Или сообщаешь о количестве. Многие числительные - ошибкоопасные слова. Выучи, как они пишутся. Восемь, восемьдесят, восемьсот, одиннадцатое, восемнадцатое, трое, семеро.
Числительные отвечают на вопросы: сколько?, который?

Наречия  интересны тем, что это класс неизменяемых слов. Мы используем их, когда обозначаем признак действия. Вопросы наречий: где? куда? откуда? как? почему? зачем? каким образом? Слева, направо, сверху, красиво, с испугу, второпях.

В начальной школе изучают также частицы. Не все, но частицу не обязательно. Сразу запомни на всю жизнь, как пишутся с частицей не разные слова. А вообще частицы - это тоже служебные слова. Но они не связывают слова или слова и предложения, а выражают оттенки значения, чувства, эмоции. Без частиц речь была бы скучной и неживой. Особенно много частиц в разговорной речи: же, ведь, неужели, ли и многие другие.

Зайди в СОС. Открой Грамматический словарик и прочитай разные списки слов. Узнай, какие слова относятся к
наречиям, местоимениям, числительным, предлогам, союзам, частицам. И начинай заучивать написание слов разных классов. 

§16. Склонение

Склонение – это вид изменения некоторых классов слов.
Склоняться – значит изменяться по числам и падежам.
Склоняются имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимения.

Запомни: глаголы не склоняются. Они изменяются иначе.

§17. Три склонения существительных

Существительные распределяются по склонениям по набору окончаний, который они имеют при изменении. Каждое склонение имеет свой набор окончаний.
К 1-му склонению относят имена существительные ж.р. и немногие имена м.р. с окончаниями –а, (-я), например: река, земля, папа, дедушка.
Ко 2-му склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием, а также слова ср.р. с окончаниями –о (-е), например: дом, конь, окно, море.
К 3-му склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, например: мать, дочь, ночь.

§18. Падеж

Падеж – это форма изменения слов разных классов: существительных, прилагательных, числительных, местоимений.
В русском языке 6 падежей.
Нужно твёрдо помнить падежные вопросы, которые помогают определить падеж. У каждого падежа два вопроса. Нужно не лениться и задавать оба: только тогда можно избежать ошибок.
Тот, кто не захочет запоминать оба вопроса, будет бесконечно ошибаться, потому что некоторые вопросы у отдельных падежей совпадают.
Выучи названия падежей и их вопросы крепко-накрепко. Умение правильно и быстро определять падеж будет нужно постоянно, до самого ЕГЭ – выпускного экзамена в 11-м классе.

Названия падежей

  1. Именительный падеж
  2. Родительный падеж
  3. Дательный падеж
  4. Винительный падеж
  5. Творительный падеж
  6. Предложный падеж

Давным-давно люди придумали присказку, которая помогает запомнить последовательность падежей: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку. Начальные буквы слов в этой фразе совпадают с начальными буквами названий падежей.

Падежные вопросы

  1. И.п. – кто? что?
  2. Р.п. – кого? чего?
  3. Д.п. – кому? чему?
  4. В.п. – кого? что?
  5. Т.п. – кем? чем?
  6. П.п. – (о) ком? (о) чём?

Если ты захочешь привлечь к себе массу проблем и неприятностей, то не запоминай названий падежей, не учи падежные вопросы и не учись определять падеж. Огромная масса двоек тебе гарантирована.

§19. Род

В русском языке 3 рода: мужской, женский и средний.
Род относится не только к одушевлённым словам. Род – это грамматический признак.

  • Существительные относятся к мужскому роду, если они могут быть заменены местоимением он или если к нему можно подставить местоимение мой: автомобиль- (он мой), ботинок (он мой), рюкзак (он мой) – эти слова м.р.
  • Существительные относятся к женскому роду, если они могут быть заменены на местоимение она или если к ним можно подставить местоимения моя: голова (она моя), рука (она моя), нога (она моя) – эти слова ж.р.
  • Существительные относятся к среднему роду, если они могут быть заменены на местоимение оно или к ним можно подставить местоимение моё: мороженое (оно моё), яблоко (оно моё), сердце (оно моё).

Род – это важная характеристика слов, относящихся к разным классам.

Род бывает у существительных, прилагательных, у многих местоимений, у некоторых числительных и у глаголов в форме прошедшего времени. Но у существительных род – это постоянный признак: существительные не изменяются по родам, а слова всех остальных классов изменяются. У них род – это изменяемый признак. Он зависит от рода существительного. Например: У меня есть синяя ручка и синий карандаш. Я могу нарисовать синее сердце, синее солнце. Но синих сердец и синих солнц не бывает. Не буду их рисовать. Нарисую лучше синее море.

Синяя ручка – поскольку существительное ручка ж.р., то и прилагательное синяя тоже ж.р. Синий карандаш – поскольку существительное карандаш м.р., то и прилагательное синий тоже м.р. Синее сердце, синее солнце, синее море – поскольку слова сердце, солнце и море - ср.р., то и прилагательное стоит в форме ср.р.

Синяя – синий – синее – прилагательные изменяются по родам.

§20. Число

Число бывает единственное и множественное. Число может быть у слов разных классов: существительного, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Слова изменяются по числам.

Запомни: в единственном числе род различается, а во множественном нет.

§21. Спряжение

Спрягаться – значит изменяться по лицам и числам. Спрягаются глаголы в настоящем и будущем времени. Типов спряжения  два.

Нужно знать, какие глаголы относятся к какому типу, понимать, как определять спряжение глагола. Это так же важно, как определять склонение существительных.

У каждого спряжения свой набор окончаний:

  1. (я) люблю
  2. (ты) любишь
  3. (он, она, оно) любит
  4. (мы) либим
  5. (вы) любите
  6. (они) любят

Так спрягаются глаголы 2-го спряжения.

Ко 2-му спряжению относятся глаголы с безударными окончаниями:

1) с суффиксом -и- в основе неопределённой формы: любить

2) 7 глаголов-исключений с суффиксом -е-  в основе неопределённой формы.

Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и  смотреть -

и их производные: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.

3) 4 глагола с суффиксом -а- .

 Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.

Исключение: брить, стелить – глаголы 1-го  спряжения:бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.
Для мам: в некоторых учебниках дан ещё один глагол-исключение: зиждиться. Мамы, вы думаете, что этот глагол необходим для ваших детей? Я так не думаю и вам рекомендую не тратить усилия впустую и глагол зиждиться с детьми не учить. 

К 1-му спряжению относятся все остальные глаголы с безударными окончаниями.

§22. Время

Время бывает только у глаголов. В русском языке три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

§23. Предложения

Предложения различны. Но их объединяют общие для всех характеристики. Видишь предложение, подумай, какое оно?

1. Предложения бывают повествовательными, вопросительными или побудительными. Как это определить? Просто. Подумай, какова его цель:

  • передать информацию, сообщить о чём-либо;
  • выяснить информацию, узнать о чём-либо;
  • побудить к действию, попросить сделать что-либо или приказать что-либо.

2. Предложения могут выражать чувства, оценку. Проверь, восклицательное оно или нет.

3. Предложение может быть простым или сложным, состоящим из нескольких простых. Как это определить? Нужно выделить главные члены. Главные члены – это основа предложения. В простом предложении основа одна, в сложном - их несколько.

 4. Если предложение простое, определи, сколько у него главных членов. Предложения с двумя главными членами называются двусоставными, а с одним – односоставными.

5. Посмотри, есть ли в предложении второстепенные члены. Предложения без второстепенных членов называются нераспространёнными, с второстепенными членами – распространёнными.

6. Определи, осложнена структура предложения или нет. Предложения с однородными членами являются предложениями с осложнённой структурой.

§24. Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее – это то, о ком или о чём говорится в предложении, а сказуемое то, что говорится.

Главные члены предложения составляют его грамматическую основу.

Предложение может состоять только из главных членов. Такие предложения называются нераспространёнными.
Лягушка квакает. Птички поют. Солнышко светит.
Курить вредно. Учиться интересно. Отец – художник.

§25. Второстепенные члены предложения

Очень часто информация в предложениях выражена подробно, детально. Детализация содержания происходит за счёт второстепенных членов предложения. Сравни:

Лягушка квакает. –  Перед  дождём лягушка громко квакает.

Птички поют. –  Птички поют в саду свои звонкие песни.

Курить вредно. –  Курить ужасно вредно.

Отец – художник. –  Его отец - известный художник.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
Определение подчёркивается волнистой чертой: Его отец – известный художник.
Дополнение – пунктирной чертой: Птички поют в саду свои звонкие песни.
Обстоятельство – пунктиром с  точкой:  Перед дождём лягушка громко квакает.

Предложение не может состоять только из второстепенных членов, т.к. без грамматической основы нет предложения. Предложения без второстепенных членов - нераспространённые, а с второстепенными членами - распространённые.

§26. Однородные члены предложения

 Однородными членами могут быть любые члены предложения.

Например: Арбуз любят все: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра и я.

Это предложение с однородными подлежащими. Мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, я – однородные члены.
Их легко заметить благодаря интонации перечисления. На письме однородные члены требуют особой пунктуации – запятой после каждого однородного члена. Если последний член вводится с помощью союза и, то запятая перед ним не ставится.

При однородных членах могут быть обобщающие слова. В нашем примере это слово все. Если перечисление идёт после обобщающего слова, то после него ставится знак «:» - двоеточие. Если до, то «-» - тире.

Варианты пунктуации в предложениях с однородными членами:

Арбуз любят все: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра и я.

Арбуз любят все: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, я.
(нет союза и, запятая ставится)

Арбуз любят мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, я – все.
(обобщающее слово в конце перечисления, перед ним тире)

Арбуз любят мама и папа, дедушка и бабушка, сестра и я.
(однородные члены идут попарно, соединяются союзом и, запятые после каждой пары)

Арбуз любят все: и мама, и папа, и дедушка, и бабушка, и сестра, и я.
(повторяющийся союз и при каждом однородном члене, запятые ставятся после каждого однородного члена перед союзом и)

Смотрите также