Что же делать с терминами?

"С чем, с чем?" – переспросит кто-то, кому еще незнакомо слово термин. А другой поморщится: "Надоели все эти термины! Вечно путаются под ногами".

Обнаружила: в 5-х, 6-х, 7-х классах многие мучаются из-за того, что не усвоили терминологию курса русского языка. Путаница происходит страшная!

Просит учитель выделить основу предложения Мы учимся в школе. А в ответ слышит:

– Подлежащее – мы, а существительное – учимся.
– А что такое в школе? спрашивает учительница.
– В школе? Это… ну, как его... Определение!

А остальным даже не смешно, потому что они сами не знают, что учимся – сказуемое, а в школе – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Очень это напоминает одного моего пятнадцатилетнего знакомого, которому тоже было не до терминов: были в его жизни другие интересы. Однажды на вопрос о том, существительным или прилагательным является слово дверь, онответил, что это зависит от того, какая именно дверь: та, что на месте, -  прилагательное, т.к. она приложена к своему месту, а дверь в чулан, которую шестую неделю все никак не навесят, – существительное. Почти 230 лет русские люди смеются над Митрофаном Простаковым – героем комедии Д.Н. Фонвизина.  Вы, конечно, ее читали, и Митрофанушка – это и ваш знакомый тоже.

Как это всегда бывает в жизни, выходов из трудного положения несколько.

Путь первый

Можно и дальше не забивать голову «ненужной» информацией. Но тогда жить будет труднее. Это не парадокс, это реальность. Судите сами: уроки русского языка в школе проводят во всех классах, с 1-го по 11-й. Правда, у ребят постарше уроки не каждый день. Но есть ведь и домашние задания… Итак, практически каждый день в течение одиннадцати лет вы сталкиваетесь с терминологией курса. Если вы ее не знаете, это создает неудобства: вам труднее выполнять задания, вы тратите на них слишком много времени, вы допускаете ошибки, которые караются плохими отметками. Вы не любите, когда вас вызывают отвечать к доске, вас напрягают контрольные работы, вы злитесь на учителя. И так изо дня в день в течение многих лет. Нравится ли вам такое  положение? Зависеть от чего? От каких-то слов… Стоит ли позволять словам, даже таким умным, как термины, портить вам жизнь?

В конце концов, приближается ГИА или ЕГЭ. И вы вынуждены готовиться к этим экзаменам. Не сдав их, нельзя окончить школу. Но к этому времени терминов  и связанных с ними понятий становится столько, что для наведения порядка в вашей голове требуются титанические усилия.


За каждым термином стоит понятие. Программа требует, чтобы вы эти понятия знали и умели их применять. Когда объем знаний слишком большой, усвоить их совсем нелегко. А применение знаний – это привычка. Она должна быть правильно сформирована и автоматизирована. Попробуйте изменить свои привычки, нет, не лингвистические навыки и умения, а обычные житейские, бытовые. Это очень трудно. Также трудно в одночасье получить огромный объем знаний и научиться их применять. Значит, вы становитесь заложниками ситуации. Ваше время, ваши усилия, ваше настроение уже не зависят от вас. Вы прочно увязли. Слова, которым вы не захотели уделить внимание когда-то, мстят вам за былое пренебрежение к ним.

Путь  второй

А можно поступить совсем просто. В каком бы классе вы ни учились, можно сказать себе: хватит бояться терминов. Хватит зависеть от них. Я хочу познакомиться с ними. Я хочу узнать, что они означают. Тогда я смогу использовать их. Пусть они теперь будут служить мне. Слова-термины в этом случае придётся запомнить, ведь не можете же вы не знать имен своих знакомых или помощников. Для тех, кто выбрал второй путь, советую, не откладывая дело на потом, перейти к рубрике О языке

 

Смотрите также