Термины

 

Буква

Символ, условный значок, который передаёт звук на письме.

Винительный падеж

Название 4-го падежа. Его особенность в том, что окончания и вопросы в В.п. особые: различные для одушевлённых и для неодушевлённых существительных. Примеры: любить (кого? что?) брата, мороженое. Форма слова брат совпадает в В.п. с формой Р.п., а форма слова мороженое совпадает в В.п. и И.п. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Вопросительное предложение

Это предложение, цель которого выяснить информацию. В конце вопросительного предложения пиши ? - вопросительный знак. Примеры: Кто там? Это Аня? Это Аня или Катя? А?

Восклицательное предложение

Это повествовательное, вопросительное или побудительное предложение, которое, кроме цели высказывания, выражает эмоции, чувства, оценку говорящим того, о чём говорится в предложении. Примеры: Сколько раз тебе повторять?! Как здесь хорошо! Такая красота! Скорее!

Второстепенные члены предложения

Дополнение, определение, обстоятельство. Второстепенные члены предложения делают предложение распространённым.

Главные члены

Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Если предложение состоит только из главных членов, то оно нераспространённое. Не удивляйся: могут быть предложения только из одного главного члена.

Глагол

Класс слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать? - и выражающих грамматическое значение действия. Примеры: знать, сомневаться, объяснять, объявлять, шутить, смеяться.

Гласные буквы

Буквы, передающие гласные звуки. Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.  Гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать в зависимости от позиции мягкость предшествующего согласного или два звука: е -[й'+э], ё - [й'+о], ю - [й’ +у], я - [й'+ а]. Например:
тётя, дядя - гласные буквы ё и я показывают, что согласные звуки в положении перед гласными мягкие;
я, июнь, обезьяна - гласные буквы я и ю в положении начала слова,  после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука.

Гласные звуки

Это звуки, которые произносятся свободно: голос, проходя через рот, не встречает препятствия на своём пути. Поэтому гласные можно кричать и тянуть. Гласные еще называют рторазмыкатели.

Голос образуется при работе специального органа - голосовых связок. Воздух из легких выходит наружу, проходя через голосовые связки. Их работу можно почувствовать, если приложить руку к горлу, произнося гласные звуки, например: [а], [о] или [у].

Грамматическое значение слова

Особое значение. Оно свойственно не одному слову, а многим словам определённого класса. Так, у слов, отвечающих на вопросы: кто? что?, грамматическое значение – предмет, например: ручка, кошка, река, лень, шоколад, жара. А у слов, отвечающих на вопросы: что делать? что сделать?, грамматическое значение действия, например: плавать, бегать, ходить, строить, писать, читать.

Дательный падеж

Название 3-го падежа. Слова в форме Д.п. отвечают на вопросы: кому? чему?, например:

дать (кому? чему?) сестре, брату, подруге, кукле, воде, реке, столу, окну. 

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Двусоставное предложение

Вид предложения, в котором есть оба главных члена: подлежащее и сказуемое. Например:

Я получил пятёрку за сочинение. Я - подлежащее, получил - сказуемое.

Действие

Грамматическое значение глаголов.

Дополнение

Второстепенный член предложения, который может быть только в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается пунктирной линией. Пример:

Я люблю маму.

Слово маму - дополнение. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Единственное число

Грамматическая характеристика формы существительного, прилагательного, глагола и др. классов слов. Слово в форме единственного числа обычно соотносится с понятием чего-либо в количестве одного, например: лужа, день, кукла, машина. Противопоставлено множественному числу.

Женский род

Слова женского рода, обозначающие предмет, имеют окончания –а (-я), например: вода, земля, стужа, жара. Они могут быть заменены на местоимение она, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какая? Например:

вода (=она) какая? горячая,

земля (=она) какая? холодная

Звук

Самая маленькая (=минимальная) частичка речи, которая необходима языку для того, чтобы оформлять слова и различать их. Слово сок из трёх звуков. Первый и последний такие же, как и в слове сук. А [о] и [у] - разные  звуки, которые помогают различать слова.

Значение слова

Это то, ради чего существует слово. Значение может быть прямое и переносное. Прямое – это первое, основное значение слова, оно одно. Переносных значений может быть много. У слова первоклассник одно значение: "ученик первого класса". А у слова класс - много значений: это и "комната, кабинет в школьном здании", и "группа ребят, которые учатся вместе", и "уровень обучения: учебник для 5-го класса" и другие.

Именительный падеж

Название 1-го падежа. Слова в форме И.п. отвечают на вопросы: кто? что? Форма И.п. считается начальной формой для существительных. Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Корень

Часть слова, общая для родственных (=однокоренных слов). Корень выражает основной компонент (=часть) значения слова. Например: конфета–конфетка. Корень: конфет.

Лицо

Грамматическая характеристика местоимений и глаголов. Различаются три лица: 1-е, 2-е и 3-е. Местоимения 1-го лица: я и мы, 2-го лица: ты и вы, 3-го лица: он, она, оно и они. Формы лица различаются у глаголов при спряжении. Например: (я) хочу, (ты) хочешь, он, она, оно хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. Нужно уметь определять лицо у личных местоимений и у глаголов в форме настоящего (или будущего времени).

Междометие

Класс слов, которые выражают эмоции, чувства, оценку. Например: Ой! – боль, Ах! - страх, У-у-у! - разочарование. На письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Местоимение

Класс слов, которые могут замещать в предложении  слова - имена: существительные, прилагательные, числительные. При этом местоимения не называют предметы, признаки или количества, а только указывают на них. Например: Мама спешит с работы. Она хочет увидеть детей поскорее. Слово она замещает слово мама во 2-м предложении. В начальной школе знают местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Кроме них, все знают местоимение себя. А также кто, что и многие другие. Подробно все местоимения изучают в средней школе.

Множественное число

Грамматическая характеристика форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов. Слово в форме множественного числа обычно соотносится с понятием множественности. Например: лужи (не одна, а много), конфеты (не одна, а много). Противопоставлено единственному числу: лужи - лужа, конфеты - конфета.

Мужской род

Cлова мужского рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют нулевые окончания, например: человек, мальчик, ветер, дом, конь. Они могут быть заменены на местоимение он, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопрос: какой? Например:

человек (=он) какой? сильный,

ветер (=он) какой? холодный.

Наречие

Класс слов, обозначающих признак действия и отвечающих на разные вопросы: где? куда? откуда? как? для чего? зачем? почему? каким образом? Наречия - неизменяемые слова. В предложении они бывают обстоятельством.

Вечерами осенью бывает холодно.

Слова вечерами, осенью, холодно - наречия.

Нераспространённое предложение

Простое предложение, состоящее только из главных членов. Нераспространённое предложение содержит только основу предложения.

Обращение

Cлово или несколько слов, роль которых в том, чтобы обратившись к кому-либо, привлечь к себе внимание. Примеры: Доченька!, Анна Сергеевна!, Петька! Обращение может занимать разное место в предложении. На письме оно обязательно выделяется знаками препинания: запятыми либо восклицательным знаком.

Обстоятельство

Второстепенный член предложения. При разборе подчёркивается линией: пунктир с точкой. Пример:

Я очень люблю маму

(очень - обстоятельство), встречается в распространённых предложениях. Обстоятельства отвечают на вопросы: где? куда? откуда? как? почему? зачем? когда? и др.

Односоставное предложение

Простое предложение только с одним главным членом. Односоставные простые предложения могут быть с главным членом - подлежащим или главным членом - сказуемым. Примеры:

Мы вчера ходили в кино.

(Двусоставное предложение, подлежащее - мы, сказуемое - ходили

Тишина.

(Односоставное предложение, главный член - подлежащее тишина)
  

Беги к нам!

(Односоставное предложение, главный член - сказуемое беги

Подробно типы односоставных предложений изучаются в средней школе. Односоставные предложения противопоставлены двусоставным предложениям.

Окончание

Часть слова, служащая для связи слов в предложении. Окончания бывают только у изменяемых слов. Например: в слове вода окончание , в слове город  – нулевое окончание. Окончания обозначаются символом   .

Определение

Второстепенный член в распространённых предложениях. При разборе подчёркивается волнистой линией. Пример:

Я очень люблю мою маму.

Слово мою - определение. Определение отвечает на вопросы какой? чей?.

Осложнение предложений

Это включение в предложение осложняющих его компонентов, например: перечисления (однородных членов предложения), обращения, вводных слов.

Осложнённое простое предложение

Это простое предложение, имеющее в своём составе однородные члены предложения (=перечисление), обращение или вводные слова. Если предложение с осложнённой структурой, то нужно ответить на вопрос, чем оно осложнено, и правильно расставить знаки пунктуации.

В средней школе ты узнаешь и другие случаи осложнения структуры простого предложения.

Основа предложения

Главные члены простого предложения: подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении и один главный член - в односоставном.

Основа слова

Это часть, которая выделяется после определения окончания. Основа включает в себя корень, приставку, суффиксы. Окончание в основу не входит. Основу слова важно знать для словообразовательного и морфемного разборов.

Падеж

Форма изменения слова при склонении. В русском языке 6 падежей.

Названия падежей

  1. Именительный падеж
  2. Родительный падеж
  3. Дательный падеж
  4. Винительный падеж
  5. Творительный падеж
  6. Предложный падеж

Давным-давно люди придумали присказку, которая помогает запомнить последовательность падежей: 

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку. 

Начальные буквы слов в этой фразе совпадают с начальными буквами названий падежей.

По падежам изменяются имена: существительное, прилагательное, числительное, а также местоимения. У каждого падежа свои вопросы. Их необходимо твёрдо знать.

Падежные вопросы

  1. И.п. – кто? что?
  2. Р.п. – кого? чего?
  3. Д.п. – кому? чему?
  4. В.п. – кого? что?
  5. Т.п. – кем? чем?
  6. П.п. – (о) ком? (о) чём?

 

Перечисление

Использование в предложении однородных членов. Например:

У крыльца росли жёлтые, красные, белые и темно-бордовые розы.

Повествовательное предложение

Это предложение, цель которого - сообщить информацию. В конце повествовательного предложения пиши "." - точку. Пример:

Фрукты лежали на столе.

Подлежащее

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы И.п.: кто? или что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Каникулы.

(односоставное предложение, подлежащее - каникулы)

Дети отдыхают

(двусоставное предложение, подлежащее - дети) 

Предложение

Главная единица общения. Люди общаются не словами, а предложениями. Предложения выражают законченную мысль, имеют цель (выражают сообщение, вопрос, побуждение к действию), интонационную оформленность. На письме в конце предложения обязательно ставится знак препинания. Новое предложение начинается с большой буквы.

Предложный падеж

Название 6-го падежа. Слова в форме П.п. отвечают на вопросы: (о) ком? (о) чём? Форма П.п. без предлогов не употребляется. Пример:

говорить (о) ком? (о) чём? - (о) брате, (о) книге.

Нужно уметь определять падеж у: существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Предмет

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы кто? что? Значение предмета выражают существительные.

Признак

Грамматическое значение класса слов, отвечающих на вопросы какой? чей? Значение признака выражают прилагательные.

Прилагательное

Класс слов, обозначающих признак предмета и отвечающих на вопросы: какой? чей?  Например: красный, синий, белый, тёплый, холодный, лисий, заячий, майский.

Приставка

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Приставки обычно стоят в слове перед корнем, например: раскрасить, переехать, заболеть. Приставок может быть несколько: недоделать.

Распространённое предложение

Предложение, содержащее, кроме главных членов, и второстепенные: дополнение, обстоятельство или определение.

Род

Грамматическая характеристика классов слов. Род бывает у существительных, прилагательных, местоимений, некоторых числительных, глаголов в прошедшем времени. Род бывает: женский, мужской и средний. Слова ж.р. могут быть заменены на местоимение она, м.р. – он, ср.р. – оно.
У существительных род - это неизменяемый признак: существительные не изменяются по родам, как слова других классов, а относятся к роду. У одушевлённых существительных идея рода соотносится с полом: мужским или женским, а у неодушевлённых существительных слова относятся к одному из трёх родов на основе грамматической традиции.
Род  различается у всех классов слов только в формах единственного числа. Во множественном числе род не определяется.

Родительный падеж

Название 2-го падежа. Слова в Р.п. отвечают на вопросы: кого? чего? Например:

(нет кого? чего?) времени, денег, уроков, машины, игрушек.

Нужно уметь определять форму падежа  имён существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений.

Сильная позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в своём основном виде. Например, для гласных сильная позиция под ударением, для согласных - перед гласными.

Сказуемое

Главный член односоставного предложения или один из двух главных членов двусоставного простого предложения. Сказуемое обычно обозначает то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопрос: что говорится о подлежащем? Сказуемое подчёркивается двойной чертой.

Дети отдыхают.

(двусоставное предложение, подлежащее - дети, сказуемое - отдыхают) 

Им весело.

(односоставное предложение, сказуемое - весело)

Слабая позиция звуков

Это позиция, в которой звуки выступают в изменённом виде. Примеры: гласные в безударных слогах, парные звонкие согласные в положении конца слова или перед парными глухими согласными.

Слова новые (=неологизмы)

Cлова, недавно пришедшие в язык из других языков или образованные в нём по законам русского словообразования. Примеры: компьютер, компьютерщик, компьютерный.

Слово

Единица языка, которая имеет самостоятельное значение. Слово фонетически и грамматически оформлено. В предложении оно выступает в определённой роли (=быть членом предложения): может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством.

Слог

Часть слова, содержащая гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. У слогов может быть разная структура. Слоги делятся на ударные, т.е. те, в которых гласный находится в ударном положении, и безударные, в которых гласный без ударения.

Согласные буквы

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Согласные звуки

Звуки, при произнесении которых воздушная струя, проходя через рот, встречает на своём пути преграду. При этом образуется шум. Одни согласные произносятся только при помощи шума, другие - голоса и шума.

Сравни: ш-ш-ш – ж-ж-ж, с-с-с – з-з-з.

Согласные не могут образовывать слоги. Они ртосмыкатели.

Союзы

Класс слов, служащих для связи слов в предложении, простых предложений в составе сложного, а также предложений в тексте. Союзы: и, а, но, что, чтобы, потому что и другие.

Спряжение

Тип изменения слова, свойственного глаголам. Глаголы спрягаются, т.е. изменяются по числам и лицам. В зависимости от набора окончаний различают два вида спряжения: 1-е и 2-е.

Средний род

Слова среднего рода, обозначающие предмет, чаще всего имеют окончания и , например: море, озеро. Они могут быть заменены на местоимение оно, могут присоединять к себе прилагательные, отвечающие на вопросы: какое? Например:

озеро (=оно какое?) глубокое, море (=оно какое?) тёплое. 

Суффикс

Часть слова, входящая в его основу и служащая для образования новых слов. Суффиксы обычно стоят в слове после корня, например: домик, домище, водитель, честность. Суффиксов может быть несколько: именинник.

Существительное

Класс слов, выражающих значение предмета и отвечающих на вопросы: кто? что? Примеры: школа, двор, друзья, дом, встреча, праздник, гости.

Творительный падеж

Название 5-го падежа. Слова в Т.п. отвечают на вопросы: кем? чем?

 Например:

писать (чем?) ручкой, доволен (кем?) сыном.

Нужно уметь определять падеж у имён: существительных, прилагательных, числительных, а также у местоимений.

Ударение

Это выделение голосом одного из слогов, противопоставление его остальным слогам. Ударными могут быть только гласные. В слове Москва´ ударение на втором слоге, а в слове шко´ла - на первом. 

Устаревающие (и устаревшие) слова

Это малоупотребительные слова. Например: уста (=рот). Сейчас употребляется по преимуществу основа этого слова, потому что от неё образовано слово устный.

Фразеологизм

Сочетание слов, значение которого не складывается из простого сочетания значений входящих в него слов. Например: сесть в лужупопасть в неприятное положение, кот наплакал - мало.

Часть слова

Корень, приставка, суффикс и окончание. Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. В слове лёд  есть корень и окончание, а в слове подлёдный - приставка, корень, суффикс и окончание.

Частица

Класс слов, которые служат для передачи отношения, оттенков значения, например: неужели, ведь, не, ни, же, бы и др. Частицы очень разнообразны. Их изучают в средней школе.

Числительное

Класс слов, обозначающих число, количество, порядок при счёте и отвечающих на вопросы: сколько? который? Например: двадцать пять, пятый, семеро.

Число

Грамматическая характеристика слов разных классов. Число может быть единственным и множественным. По числам изменяются существительные, прилагательные, некоторые числительные, местоимения и глаголы. Пример:

У нас построили новую школу.

(у) нас - форма местоимения мы, мн.ч.
построили - форма глагола построить, мн.ч. 
новую - форма прилагательного новый, ед.ч.
школу - форма существительного школа, ед.ч. 

Смотрите также