Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Справочную информацию к заданию 2 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».

Образец задания 2

Текст для выполнения заданий 1—3

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

 

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако
поэтому
это
потому что
хотя

Ответ:

поэтому

 

Тексты для тренировки

10 текстов для тренировки задания 2.

Текст 1

(1)Женщины в воинском государстве Спарта были под стать мужьям: мужественные, сильные, закалённые.(2)Они не жили затворницами, как в остальной Греции: с ними считались. (3)«Только в Спарте мужья слушаются жён», — сказали спартанке. (4)«... только в Спарте жёны рожают настоящих мужей», — ответила она.

(5)Одна спартанка послала в бой пятерых сыновей и ждала вестей у ворот. (6)Появился гонец.

(7)— Как дела?

(7)— Все пятеро убиты, — ответил гонец.

(8)— Я не о том спрашиваю: кто победил?

(9)— Мы.

(10)— Тогда я счастлива, что они погибли, — сказала мать.


(По М.Л. Гаспарову) 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

    • Но
    • А
    • То есть
    • Потому что
    • Итак,

Правильные ответы:

  1. Потому что


Текст 2

(1)Древние греки чтили победителей спортивных игр. (2)Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. (3)Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. (4)Телёнок рос, но росли и силы Милона. (5) ... прошло года три,  он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.

(6)Когда Милон одержал победу, в его честь отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принес в храм. 

 

(По М.Л. Гаспарову) 

    1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

      • Когда
      • Тогда
      • Поэтому
      • Напротив,
      • С одной стороны,

    Правильные ответы:

    1. Когда

Текст 3

(1)Греки любили свои спортивные состязания без памяти. (2)На Олимпийские игры народ сходился толпами: состязания стремился увидеть каждый. (3)... справлялись они в самом разгаре лета. (4)Тогда давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» (5)Имена победителей в соревнованиях  были у всех на устах. (6)Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.

(По М.Л. Гаспарову) 

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

    • Кроме того,
    • А
    • Например,
    • Таким образом,
    • Если бы

Правильные ответы:

  1. А

 

Текст 4

(1)Интересный факт: учёные впервые усомнились в авторстве отдельных текстов Гомера вот почему.

(2)В «Войне мышей и лягушек» богиня Афина жалуется, что кваканье лягушек не даёт ей спать до петушьего пения. (3)А петухи и куры появились в Греции только через двести лет после Гомера: когда Гомер описывает богатые дома и дворы, там еще нет кур, а есть только гуси. (4)Ведь разведение кур пришло из Азии, и курица еще долго называлась «персидской птицей». (5)... домашние кошки, приученные ловить мышей, появились в Европе совсем поздно, уже в римскую эпоху. (6)Кошки, о которых упоминается в «Войне мышей и лягушек», — только дикие (лесные или камышовые) и очень хищные.


(По М.Л. Гаспарову) 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

    • В заключение
    • Так что
    • А
    • Хотя
    • Если

Правильные ответы:

  1. А


Текст 5

(1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)... на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR - 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа.

 

(«Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013) 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

    • Если
    • Хотя
    • Потому что
    • Сверх того,
    • Поэтому

Правильные ответы:

  1. Поэтому


Текст 6

(1)Обследование здоровья оркестрантов Цюрихской филармонии показало, что из 77 музыкантов 18% жалуются на слишком шумную обстановку в процессе работы, 14% — на снижение слуха, 13% страдают тиннитом (писк, звон или свист в ушах) и 10 % говорят о других расстройствах слуха. (2)... 20% жалуются на боль в плечах или шее (остеохондроз), а 12% — на проблемы со зрением из-за плохого освещения в оркестровой яме и на нотных пюпитрах.

 

(«Музыкант — опасная профессия», «Наука и жизнь», №8 2013) 

    1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

      • Когда
      • Тогда
      • Кроме того,
      • Чтобы
      • С одной стороны,

    Правильные ответы:

    1. Кроме того,

Текст 7

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)... этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.


(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013) 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в втором (2) предложении?

    • Зато
    • Или
    • Например,
    • Таким образом,
    • Если бы

Правильные ответы:

  1. Зато

 

Текст 8

(1) Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США).

(2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)... изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических абераций и огромная глубина резкости.


(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013) 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

    • В заключение
    • Чтобы
    • А
    • Хотя
    • Если

Правильные ответы:

  1. Чтобы


Текст 9

(1) В 2013 году исполнилось пятьсот лет со дня открытия Гольфстрима. (2) В 1513 году экспедиция испанца Хуана Понсе де Леона направилялась к берегам Америки. (2) В этом плавании было открыта Флорида. (3) Но ещё до прибытия к материку опытный рулевой флагманской каравеллы Антон де Аламинос заметил нечто странное. (4) Он записал в судовой журнал: «Тут такое сильное течение, что корабли даже при сильном ветре и всех парусах не могли продвинуться вперёд и были вынуждены повернуть. (5) ...течение сильнее ветра». (6) Открытие держали в секрете, чтобы течением не воспользовались конкуренты. (7) Первая карта Гольфстрима появилась только в 1770 году по заказу американской почты, которая искала возможности побыстрее доставлять корреспонденцию в Европу.

(«Кунсткамера», «Наука и жизнь», №8 2013)

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

    • К примеру,
    • Тоже
    • А
    • То есть
    • Лишь только

Правильные ответы:

  1. То есть


Текст 10

(1)Как в Древнюю Грецию пришёл закон? (2)Как мы знаем, споров и конфликтов не избежало ни одно человеческое общество. (3)Пока спор происходил в старых городах, борющихся сдерживала старая сила: обычай, ссылка на заветы отцов. (4)... когда воздвигались новые города на новых местах, то здесь обычаев не было. (5)Старались, конечно, сохранить и на новых местах обычаи тех старых мест, откуда явились основатели и поселенцы. (6)Но их нужно было согласовать, нужно было отбросить что-то устарелое и добавить что-то непредусмотренное. (7)Не приложив ума, с этим было не справиться. Так появились первые записанные и — что важнее — первые продуманные законы.


(По М.Л. Гаспарову)

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

    • Словно
    • Но
    • Чтобы
    • Потому что
    • Короче говоря,

Правильные ответы:

  1. Но


В курсе «
ЕГЭ-навигатор» более 30 примеров к заданию 2. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».