Департамент образования города Москвы: Круглый стол "Гуманизация и гуманитаризация образования: проблемы и перспективы"
25 апреля 2013 г. под эгидой Департамента образования города Москвы в Московском городском психолого-педагогическом университете был проведён круглый стол "Гуманизация и гуманитаризация образования: проблемы и перспективы".
Ведущий – Вениамин Шаевич Каганов, Первый заместитель Руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Попечительского совета конкурса "Купель", кандидат экономических наук.
Обсуждение проблем. Слева В.В. Кириченко, справа В.Ш. Каганов
Участники:
Виталий Владимирович Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, д.п.н.
Александр Викторович Костюнин, писатель, член союза писателей РФ
Вита Викторовна Кириченко, директор гимназии №1520 им. Капцовых, абсолютный победитель конкурса "Учитель года России – 2012"
Ляйсан Рафатовна Махиянова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1415 с углублённым изучением английского языка, лауреат конкурса "Педагог года Москвы – 2012"
Ольга Яковлевна Шугаева, заместитель директора Центра образования №686 "Класс-Центр", лауреат конкурса "Учитель года Москвы – 2004"
Ирина Владимировна Дергачёва, д.ф.н., автор и ведущая программы "Народного радио" "Духовные уроки русской литературы"
Андрей Владимирович Лукутин, президент клуба учителей города Москвы, победитель конкурса "Учитель года России – 2004"
Лев Александрович Кулаков, руководитель пресс-службы МГППУ
Наталья Алексеевна Кутырева, автор и руководитель проекта "Русский на 5", к.ф.н., доцент
Участниками круглого стола были также призёры Международного литературного конкурса "Купель":
Татьяна Александровна Образкова, Татьяна Александровна Шорникова, Алсу Радиковна Сагирова,
Елена Михайловна Никитина, Ирина Владимировна Кабачинова, Владимир Георгиевич Степанов, Евгений Иванович Батраков, Людмила Ивановна Батракова, Николай Евгеньевич Коровин.
Идёт обсуждение литературного конкурса "Купель". Призёры конкурса
Обсуждение:
Ведущий поделился своим видением актуальности гуманизации и гуманитаризации образования и обозначил главные темы дискуссии:
Нравственность. Литературный конкурс, организация, опыт и перспективы. Литература и русский язык. Дети, школа, родители. Новые тенденции в жизни общества и гуманитарные проблемы образования.
Сначала шло оживлённое обсуждение конкурса. Победители рассказали о себе и своих работах, о том, как обогатился их опыт, как много дало им участие в конкурсе "Купель" в личностном и профессиональном плане. У многих появилось желание продолжить исследование прозы и публицистики Александра Костюнина. Конкурс оказался катализатором творчества педагогов и детей по всей России.
Во второй части круглого стола обсуждались актуальные проблемы образовательного и педагогического процесса.
Ведущий: "Дети меняются очень быстро. И мы должны меняться, чтобы не отставать от них. Взрослых развивать, конечно, надо, и помочь в этом могут только дети. Надежда только на детей. Чтобы знать и делать, нужно понять:
— отличаются ли и насколько дети, которые сейчас приходят в 1-й класс, от тех, которые пришли в школу пять лет назад. И будут ли они отличаться от детей, которые придут к нам через пять лет?
— С детьми мы как-то научились работать. Но сейчас программы, дети, мир таковы, что необходимо взаимопонимание и взаимодействие с родителями. Готовы ли родители к таким детям, которые у них рождаются и через пять лет придут в наши школы? Или их нужно готовить? И чья это задача: готовить родителей?
— Мы говорим о гуманизации и гуманитаризации образования, но весь мир говорит о том, что главное – мотивы и мотивация: чему бы мы человека ни научили, важно, на что он будет тратить свои силы и энергию в последующем. В этой связи нужно находить педагогические технологии и возможности, чтобы решать задачу мотивации в первую очередь. И какова здесь роли литературы и русского языка, на котором мы говорим?
— Каков опыт призёров литературного конкурса? Как вводить авторов и новые произведения в педагогическую практику? Стоит ли расширять лист персоналий литературного конкурса для учителей и учеников?
Представители профессионального педагогического сообщества вступили в разговор. Поскольку участниками круглого стола были и школьные учителя, и вузовские преподаватели, и работники образования Москвы, и их коллеги из разных регионов России, разговор получился интересным для всех.
Обсуждение. Избранные места:
Позиции выступающих (материал выступлений представлен в сокращении):
Н.Е. Коровин: Общая ситуация складывается не с первого класса, а когда учащиеся начальную школу оканчивают и переходят в новое положение, когда «мама» в начальной школе уже за ними не смотрит, а «классная дама» ещё не смотрит, потому что с ней они встречаются гораздо реже. В этот период страдает успеваемость, дети начинают расслабляться, учиться всё хуже и хуже… Мне кажется, что это самое слабое, что есть в нашей школе: начальная школа не может хорошо передать, а средняя – взять эстафету.
В.В. Кириченко: (…) Дети сейчас другие: они не такие, какие были пять лет назад, они, безусловно, не такие, какие придут через пять лет. И я уверена, что мы не знаем, какие дети придут через пять лет. Мир настолько быстро меняется, что даже предположить, какими будут дети через пять лет, невозможно. Те дети, которые приходят каждый год, они не лучше и не хуже прежних: они другие, они не такие, какие были пять лет назад, и не такие, которые придут через пять лет. Они просто другие. Это дети, которые выросли в информационном мире, это дети, у которых иные принципы общения с миром. И проблема, мне кажется, не столько в технологии передачи детей после начальной в среднюю школу или в процессе встречи и адаптации детей в школе, сколько в том, что мы, взрослые, не всегда готовы к взаимодействию с этими детьми. И родители, опыт показывает, не всегда готовы принять своих детей такими, каковы они есть. Они меряют по себе, ориентируются, сопоставляя какие-то вещи, опираясь на свой жизненный опыт. Они в отличие от нас видят своих детей по-другому исходя лишь из опыта своей семьи: у них выборка меньше, данных меньше , репрезентативность ниже… Над ними довлеет собственный жизненный опыт, свои представления и стереотипы. Получается, что дети готовы к общению, к обучению. Они живут в информационном мире, но они готовы к общению с нами, а мы в этом отношении менее мобильны, чем они. Мы, взрослые, с большим трудом находим к ним дорогу, придираясь сквозь дебри своего стереотипного восприятия мира.
У нас важнейшая тема заявлена. Но каким бы ни был этот мир, куда бы мы ни шагали, без читательской грамотности, без гуманитаризации образования, будущее, на мой взгляд, весьма сомнительно. Если мы потеряем читательскую грамотность, мы потеряем очень много. Здесь у нас есть реальные проблемы. И о них нужно сегодня говорить.
Л.Р. Махиянова: (…) Если раньше были поколения: детей, родителей, бабушек и дедушек, то сейчас в пятом классе одно поколение, в первый класс пришло уже другое поколение. И они действительно всё более мобильны, всё более информатизированны… Если мы соответствуем этому уровню мобильности детей, то всегда общий язык найдётся. Им всё очень интересно, они любят выискивать информацию и пользоваться различными каналами поиска информации… Самое главное — заинтересовать. И в этом задача первостепенная учителя. Дети – они всегда дети, которым нужно учиться, которые хотят учиться… Сейчас мы ищем новую форму обучения современных детей.
Очень важно развивать любовь к чтению и умение читать книгу. Это другая сторона медали информатизированного общества: проблема клипового сознания, фрагментарного восприятия реальности существует – в этом вина Интернета, телевидения, всего того общества, в котором мы живём, поэтому очень важно в круговороте и потоке информации научить вдумчиво читать. И, конечно, ни о каком сокращении часов на русский язык и литературу речи быть не может: эти предметы решают важнейшие для общества в целом задачи.
М.Г. Половец: Мне показалось важным рассказать о нашем опыте продвижения чтения, пропаганды чтения… И при этом несколько иначе поставить саму проблему. Тут я увидел программу очень интересную: «Духовные уроки русской литературы». И я вспомнил о том, что мы в основном возлагаем ответственность за чтение наших детей на школу, на учителей. Это первое. А второе: мы принимаем саму форму продвижения чтения в форме урока. Книга — это учитель, а ребёнок – это ученик. Но сейчас действительно другие дети. Сейчас другая парадигма взаимоотношений между сверстниками, между взрослыми и детьми, между книгой и ребёнком. Сейчас гораздо важнее не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные, равные отношения. И сейчас важно понимать, что книжка только тогда войдет в жизнь ребенка, если она сопровождает его в течение всей жизни, а не только в школе. В школе книжка воспринимается как нечто такое, что навязывается, книга связана с уроком, книга связана с обязанностями, а все остальное связано с развлечением. Поэтому мы говорим о создании пространства свободного чтения, когда книгу он встречает в кафе, когда книгу он встречает – сейчас есть такой опыт в западных странах – на автобусной остановке, на детской площадке мини-библиотеки, когда проводятся праздники детской книги… И, наконец, самое главное: хорошо, когда детские книги начинают читать родители. У нас есть литературный салон на Самотёке и у нас есть семинар «Детские книги в круге чтения взрослых», когда взрослые – родители и педагоги – приходят обсуждать те книги, которые они потом будут читать вместе со своими детьми. Обратите внимание, сейчас хорошие серьезные издательства не пишут «Книги для среднего школьного возраста», «Книги для младшего школьного возраста. Они пишут «Книги для чтения родителями с детьми», «Книги для семейного чтения». Когда мы поможем школе поделиться своей обязанностью продвигать чтение, популяризировать чтение, возьмем на себя часть задачи обучения чтению, когда мы это поймем как нашу общую гражданскую задачу, когда мы создадим пространство свободного, добровольного и радостного чтения, чтения как моды, чтения как тренда, вот тогда, наверное, ситуация изменится.
И.В. Дергачёва: Вы знаете, я ведущая программы, о которой были сказаны такие приятные слова. Спасибо большое. Работая на радио, я вижу, какое значение имеет борьба за сохранение русской культуры, которая ведется в регионах. Это очень важно, особенно на фоне разговоров о том, что и дети-то у нас не такие, особенно в масмедиа, как мать троих уже взрослых и вполне состоявшихся мальчиков, хочу сказать, что нужно учиться видеть в окружающем позитив и нести добро людям, как вы делаете, организовав такого рода конкурс. В городе Петрозаводске, о котором здесь упомянули, самая сильная текстологическая школа. Захаров В. Н., профессор, д.ф.н. организовал потрясающую текстологическую школу… Я связана и с Патриархией своими научными интересами… Так вот его текстологи помогают при подготовке крупных изданий Патриархии.
Здесь говорилась о синтетическом подходе. Так вот Захаров В. Н. издал собрание сочинений Достоевского в авторской пунктуации. Ему очень помогла его супруга, музыковед, которая сказала, что текст Достоевского прекрасно ложится на музыку. Он удивительно музыкален, но почувствовать это можно в полной мере лишь при соблюдении авторской пунктуации и музыкальных знаниях.
В Общественной палате недавно обсуждалась ситуация в нашей литературе. Отмечалось, что многие писатели современные, лауреаты и номинанты патриаршьей премии, например, очень много делают для гуманизации нашего общества. Замечательные современные писатели дают нам уроки духовности. Дети у нас не плохие. Наша задача – помогать им развивать все лучшее, что у них есть и помогать им расти.
Н.А. Кутырева: Хочу включиться в общий разговор и поддержать то, о чем говорила Ирина Владимировна Дергачева. Да, жизнь меняется, время меняется, общество меняется, но человек остается человеком. И если мы все вместе, общество в целом и государство, а в особенности профессиональное сообщество, будем обеспокоены преемственностью в культурной и в образовательной сфере, то это уже немало. Это очень много.
Да, дети меняются, вот пример. Несколько месяцев назад я увидела сценку. В троллейбусе ехала маленькая девочка. (Я специально спросила у родителей, сколько ей лет. Девочке было три года.) Она делала по стеклу окна движения пальчиками такие же, как делаем мы, чтобы увеличить изображение на экране IPAD-а. Ребенок привык уже к IPAD-у, и когда изображение через стекло оказалось недостаточно чётким, постарался применить привычное решение в новой для себя ситуации. Примечательно, что поездка в троллейбусе и взгляд на мир через грязное стекло оказались для ребёнка новым опытом, а обращение с IPADом – привычным.
Хочу предложить задуматься вместе, обратившись к примеру из уже далекого прошлого. Весь мир знает Пушкина. Мы все Пушкина любим и Пушкиным гордимся. Но наше с вами педагогическое сообщество гордится не только Пушкиным, но и Николаем Федоровичем Кошанским, учителем словесности Царскосельского лицея, учителем Пушкина. Мы сейчас говорим о гуманизации образования. Тогда таких слов не было. Проблемы такие не обсуждались. Но прогрессивные преподаватели, преподаватели неравнодушные, ценящие традицию культурную и преемственность в ней, были всегда. И они для своего времени делали максимум возможного и даже немножко больше. Я думаю, что то же самое происходит и сейчас.
Дети у нас замечательные. Разрешите мне поделиться с вами некоторыми данными. Я не работала в школе. Но у нас с вами общие ученики. Ко мне на сайт приходят дети, которые вернулись из школы домой, то есть пришли от вас. Они садятся к компьютеру, заходят в Интернет, посещают разные сайты и в том числе мой…
Сайт создавался изначально для детей пятнадцати-шестнадцати лет… Но на нём размешены материалы и для ребят помладше. Я предполагала, что они могут быть полезны и старшеклассникам тоже, а главное – мамам. Оказалось, ничего подобного! 40% посетителей – это дети, причем ребята, начиная с 11-12 лет. Ежедневно сайт посещает около 10-13 тысяч человек, а четверть пользователей занимается на сайте регулярно. Это совсем неплохо для обучающего сайта. Причем если сравнить со взрослой аудиторией, то оказывается, что процент отказов – а 40 и даже больше отказов не свидетельствует ещё о качестве сайта – у нас менее 20%. Причем количество отказов у взрослых и у детей одинаково. И времени на сайте дети проводят больше, чем взрослые, и количество просмотров у детей больше. Получается, что современные пятиклассники, шестиклассники в состоянии выйти в сеть, найти нужный им сайт и найти информацию по той проблеме, которая сейчас их занимает или интересует. И с помощью этого сайта какие-то свои проблемы, пусть временные, пусть насущные, иногда очень прагматичные задачи, решить. Интернет что дает? Интерес, колоссальное удовольствие и ощущение успешности.
Если вы позволите, у меня есть совершенно свежие данные. Их представила Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет. Исследование совершенно свежее: данные прозвучали в апреле этого года. Данные фантастические! Было проведено обследование более двух с половиной тысяч человек в 58 городах России населением более 100 тысяч человек. Выяснилось, что детская аудитория у нас сейчас не ниже, чем взрослая аудитория. 75% обследуемых детей показало, что их привлекает интересная информация, а уже дальше они выбирают между играми, учебой, общением… Но вот чем фактор интереса важен? Что бы мы ни делали, если мы можем организовать, построить деятельность ребенка на интересе, то мы не будем сталкиваться с ленью, пассивностью, бездеятельностью. Интересно, что для поиска информации для учебы заходит более 50% ребят. На мой взгляд, это огромное число! А какой потенциал детского внимания мы ещё не используем!
Конечно, всех интересует не только учеба. Очень важно общение в Интернете. В социальных сетях до 80% пользователей сейчас сидит. В играх занято лишь около 30%. Если раньше, в недавнем прошлом, детей привлекали только игры, то сегодня общение перевешивает: Интернет оказался огромным полем для социализации, для социального общения.
Для чего я привела эти данные? Для того, чтобы показать, что если, с одной стороны, у ребенка есть УЧИТЕЛЬ, настоящий учитель, а с другой – современные средства подачи материала, то в совокупности это те условия, при которых, я надеюсь, мы наших детей не потеряем.
Еще одно небольшое замечание. Ребятам, которые проходили опросы у Галины Солдатовой, был задан вопрос: что бы вы взяли с собой на необитаемый остров? Дети говорили о том, что они любят. 69% детей ответило: своих близких! И 69% детей ответило: компьютер и Интернет! И только потом дети говорили о вещах, еде, одежде, доме... Давайте не будем воспринимать Интернет лишь как фактор риска. Давайте искать в нём союзника. Приглашаю вас заглянуть на наш сайт. Может быть, вашим детям и вашим ученикам покажется с нами интересно.
А.В. Лукутин:Я историк. Разговаривал с академиком А.И. Чубарьяном, которому В.В. Путин поручил написание единого учебника истории. И вот рассматривался вопрос, что же мы ставим во главу угла концепции создания такого учебника. И не только для школ с пятого по одиннадцатый класс, но и для дошколят. История территорий? История правителей? История государства?И один из авторов сказал: во главу угла нужно поставить историю народа. Я полностью согласен с такой концепцией. Если мы поставим во главу угла историю народа, а народ, как вы знаете, состоит из личностей, в том числе и гениальных, то, наверное, при сохранении общечеловеческих ценностей, кои не меняются много-много столетий, и соединить это с современными инструментами, о которых сегодня говорилось, – многим кажется это невозможно. Мне кажется это возможным. Задача создания нового курса может быть выполнена успешно. В Москве уже несколько месяцев идет эксперимент по внедрению электронных учебников. Учебники переведены в цифру, и дети могут оказаться на уроке в Древнем Египте, поговорить с Карлом Великим и задать вопрос Петру Первому. Соединение картинки, видео, звука… Дети начинают этим интересоваться, и само собой та цель, которую я ставлю как учитель на уроке, не рассказать всё, а заинтересовать… Поэтому если я заинтересовал детей, то они сами залезут в книжку, залезут в Интернет, подойдут, чтобы задать вопрос. И при этом будут учителю доверять. Все вот эти штучки – это только инструмент. И мы должны за детьми поспевать. А мы не всегда за ними поспеваем…
Очень многое зависит не только от школы, не столько от школы, сколько от одной из ценностей человечества – семьи. Разные дети приходят из разных семей... Это же чувствуется! Мы педагоги. Мы это прекрасно видим. Если ребенку недостает чего-либо в семье, надо, я не очень люблю это слово, но надо дать это в школе. Какими угодно инструментами.
Я начал работать в 1989-м году. За это время количество вопросов, поступающих от детей, увеличилось в разы. Потому что увеличилось информационное поле. И нам, педагогам, вместе с нашими детьми в этом информационном поле надо работать. Я думаю, что вы замечаете, что количество вопросов все больше и больше. Это очень хорошо! Очень разных вопросов. И на все эти вопросы учитель должен ответить. Это сложно. Но в том-то и состоит наша специальность. Я думаю, что такой разговор о технологиях, с помощью которых мы воспитываем наших детей, очень полезен.
Ведущий: Ответы на вопросы нужно искать вместе с ребёнком. Есть вопросы, ответы на которые я не знаю. Много вопросов, на которые ответы могут найти только дети. Нам нужно избавляться от ощущения, что мы умнее, мы не умнее, что мы лучше, мы не лучше и даже не опытнее, потому что наш опыт важен для нас, но уже не важен для детей. Это опыт другой жизни. Те, кто должен учить, должен учиться сам у тех же детей, потому что, кроме них, никто не научит.
Реплика: Слава Богу, что вы, руководящее лицо, понимаете такие вещи!
Ведущий: Я вынужден понимать, как человек, занимающийся стратегией. (…) Джин информационной технологии уже вырвался. Дети не говорят, что мы дураки, потому что они добрые люди. Но они это понимают. В отличие от нас, непонимающих, что они живут совсем в другом пространстве.
Я вам могу сказать, что в Нигерии сейчас бум: у них реализуется программа «1 компьютер – 1 ученик». В других странах тоже. И сейчас наступит такой момент, когда тот, кто отставал, вырвется вперед. Почему? По очень простой логичной причине. Вот в Швеции, где система была выстроена очень разумно и комфортно для человека, где люди эту систему любят, люди не хотят меняться. И в Москве тоже. А вот в азиатских странах благодаря философии они смогли перевернуться, изменить отношение к новым веяниям, воспринимать и принимать их. Сейчас в странах, куда приходит компьютер и становится там доступным каждому, ребёнок, стремящийся изменить жизнь, готов сделать шаг вперёд. И то же самое будет в Калевале. (…) Интересно, как у вас в Калевале, как работает Интернет?
Реплика: Нормально работает.
Ведущий: Значит, у вас есть шанс через пять лет, используя Интернет, сделать огромный шаг вперед, стать более успешными. Опираясь не на деньги, не на оборудование, а на ребенка. И в том числе и поэтому тоже нам очень интересно и важно знать, как люди работают в регионах. Потому что закон больших чисел всегда работает на пользу. В регионах всегда находят ресурсы, не материальные даже, а человеческие. Не случайно у нас по этому конкурсу результаты самые лучшие именно в регионах. Это хороший повод для нас, чтобы задуматься.
Л.И. Бартакова: Я думаю, мы должны научиться у детей учиться. Нам дети, старшеклассники к примеру, могут в работе помочь. То, чего мы порой не умеем, в тех же интернет-технологиях, они знают лучше нас. И мы должны это использовать. Ребёнок видит, что мы его уважаем. Его информацию и умения ценим. Мы не просто его учим, но и учимся у него сами. И относимся к этому спокойно.
Это уже двусторонний процесс. Это сотрудничество. И в данный момент должно быть так.
Ведущий: Дети ничего не хотят делать понарошку. Мы делали. И авторитет учителя был высочайший… А сегодня ситуация не может быть такой. Какая бы ни была система образования, а в Москве она гигантская – без студентов вузов она 1 миллион 300 тысяч человек и 200 тысяч – сотрудники, это огромный город, – и еще весь город работает на это: строители, транспорт, питание и проч., но какой бы ни была система, без взаимодействия с другой системой, ресурсов все равно не хватает. А другая система – это родители, со своим интеллектом, опытом, запросами… Они либо помогают, либо мешают, либо не участвуют – другой функции быть не может…Им некогда. Кому-то 25 лет, 30. Они жили на переломе эпох, у них не у всех взгляды сложились… Некоторых самих еще надо воспитывать… Многие воспитаны средой, которая была не идеальной, мягко говоря. А что делать? Они же приводят детей? Но если мы не сделаем их сторонниками, то будет хуже. Мы помимо образования должны говорить о просвещении взрослых. А кто просвещает? И как взрослые относятся к тому, что им что-то говорят сверху? Они поверят учителю, пусть не на 100%, а на 50%, но поверят. Ведь речь идёт о его ребёнке… И они поверят своему ребёнку. Если раньше ставилась задача адаптировать ребёнка к обществу, то теперь никто не знает, каким будет общество. И задача ставится по-другому: вытягивать общество через систему образования. А если это так, то кто это сделает? Больше некому, как не учителю? Ни строитель, ни врач, ни из шоу-бизнеса… Стали сотрудничать с обществом «Знание». Сейчас нести знания, как раньше, бессмысленно, но позицию нести надо. Если это интересно, давайте обсудим. Реанимация – это не то слово: это использовать привычную форму под новое содержание. Это все-таки ресурс. Если структуры крепкие, то их можно использовать…
О.Я. Шугаева: Раньше любой педсовет работал во взаимодействии с родительским сообществом. Была летняя смена для родителей, педагоги и психологи проводили занятия для родителей, чтобы они могли почувствовать себя на месте ребенка. Они могли понять, как чувствует себя ребёнок в этом помещении, за этой партой, с нагрузкой за плечами в виде ранцев. Объясняли, как правильно портфели выбирать, форму, всё-всё-всё.
Но дело не только в этом. (...) Мы ведь очень часто встаём в позицию обидевшихся: и на детей, и на родителей, за то, что они не разделяют наших ценностей. И упрямо не хотим идти им навстречу и взаимодействие выстраиваем не в их интересах, а в своих собственных, которые нам кажутся большими ценностями, идеалами... (...)
Искусство педагогики, проверка, есть призвание или нет, в том, что надо уметь жить и работать в интересах тех людей, ради которых ты это делаешь. По моему глубокому убеждению, если любой из нас, встречаясь с родителями, не занимается просветительством, то на этом учитель закончился. Родители больше не придут и не позвонят. Родительское собрание – это совместная работа людей, которые хотят поделиться и выработать что-то общее, понимаете? Собрать разрозненное, договориться, понять друг друга. Чтобы "не понимаю" превратилось в "понимаю", потому что мы это собрали. Это и есть самое главное просветительство.
Я хочу сказать еще, и думаю, что все филологи меня поймут. Есть замечательный французский исследователь Даниэль Пеннак, который написал великолепную книгу, которая называется: "Как роман". Он рассказал о том, как вернуть интерес к чтению взрослым детям, подросткам, самой тяжёлой категории учащихся... Возможно, я не буду понята моими коллегами, но я непротив, чтобы изменилось количество часов уроков литературы. Я за то, чтобы изменилось содержание предмета и технологии. Как было, больше невозможно. Наша задача сейчас иная, чем была у школы раньше. Наша задача – вернуть интерес к чтению как к процессу, от которого получают удовольствие. И интеллектуальное, и эмоциональное. Древние греки это называли катарсисом, сопричастностьью тому, о чем говорится в книге. Что это про меня! Нужно вернуть это умение читать. Но это сложно. Это требует действительно новых технологий, по-настоящему новых.
(...) Наше образование было так построено, будто мы все пребываем в панике от того, что они, дети, больше никогда читать не будут, как только за ними двери школы закроются. Что они больше никогда в жизни не возьмут в руки этого автора. Это неправильно. Уроки литературы для того, чтобы научить читать! И обеспечить человеку литературное образование длиною в жизнь! Чтобы мы точно знали, что потом он возьмёт в руки и Достоевского, и Толстого, и других авторов, другие темы, объёмы, сюжеты, потому что мы должны действовать в его интересах. Всё меняется. Возрастная психология сейчас нам говорит, что то, что было интересно в этом вот возрасте раньше, теперь неинтересно... Сейчас всё сдвигается, а тексты всё те же... Методики всё те же... Формат всё тот же... И они не хотят. Им с нами неинтересно. Поэтому мы должны идти не по пути сопротивления, а по пути сотрудничества. Мы это слово часто произносим, но ничего не делаем на самом деле...
Ведущий: Мы говорим: "Ты с нами сотрудничай, а мы ничего не будем делать для этого..."
Впереди у участников круглого стола было участие в празднике педагогов Москвы, прошедших курс подготовки в МГУУ – Московском городском университете управления Правительства Москвы. Разговор продолжился в кулуарах.
Н.А. Кутырева — автор сайта "Русский на 5"