Что прочитать, готовясь к итоговому зимнему сочинению 2014 года
Многие сейчас рыщут по Интернету в поисках готовых сочинений. И напрасно. Шанс угадать тему крайне мал. Дело в том, что перед разработчиками тем поставлена задача не повторять традиционные формулировки (см. образцы тем, которые были предложены на пробном сочинении). Никто не заинтересован в том, чтобы выпускники копировали чужой контент, тиражировали готовые работы. Многочисленные сборники «золотых» сочинений должны уйти в прошлое за ненадобностью. Новые темы иные. Они должны позволить вам выразить свои взгляды, собственные мысли. В цене отныне индивидуальность.
Внимание:
Подмена темы не пройдёт, потому что, если сочинение не соответствует теме, за работу ставится «незачёт».
Что предлагают многочисленные интернет-ресурсы? Чаще всего — таблицы со справочными материалами. В них списки проблем по известным направлениям, афоризмы, цитаты и примеры литературных произведений. Неплохо. Почему бы не обдумать проблемы заранее, не подобрать ёмкие цитаты, афористичные высказывания великих мыслителей прошлого, стихотворные строки?
Но меня прежде всего интересуют списки произведений, которые рекомендует тот или иной сайт. И вот тут-то нас часто ждёт разочарование. Разные ресурсы дают нам сходные и весьма бедные рекомендации. Произведения те же, что и в так называемых банках аргументов. Их набор случаен и часто необъясним. Между тем, крайне важно и то, какой литературный материал будет выбран для итогового сочинения, и то, как вы его представите.
Внимание:
Если сочинение написано без привлечения литературного материала, если произведения литературы не анализируются, а лишь упоминаются, если их содержание искажено, то за работу ставится «незачёт».
Что такое хорошо?
Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.
Очень хорошо писать по тексту, который произвел на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.
Отлично, если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг настоящих современных писателей именно такие. И в Интернете вы встретите не готовые сочинения сомнительного качества, а отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно тем, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз. Книжки современных авторов в предлагаемых ниже списках выделены как ссылки.
Прекрасно, если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.
Великолепно, если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.
Наши рекомендации тем, кто пока не выбрал для себя литературный материал
Мы подготовили для вас свои рекомендации по выбору литературного материала. Из чего мы исходили, составляя для вас списки?
Мы хотели предложить хорошие книги для современного не очень подготовленного читателя. Это такие книги, которые могут:
— оказать мощное воздействие, потрясти, изменить картину мира (о них долго думаешь потом, после прочтения);
— читаться буквально на одном дыхании, от которых не оторваться (их интересно читать, они могут стимулировать любовь к чтению);
— отразить ментальность современного человека (всем нашим девочкам, к примеру, я бы, как это ни парадоксально звучит, рекомендовала "Сказку о рыбаке и рыбке"). Выбирайте!
Направление: «Чем люди живы?»
Поиски смысла жизни. Жизнь и смерть. Человек перед лицом смерти
Зарубежная литература
Дж. Лондон «Мартин Иден»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Э. М. Ремарк.«Жизнь взаймы» (очень рекомендую фильм с Аль Пачино)
Ежи Ставинский "Час пик"
Русская литература, классическая и современная
Л. Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы» (смерть Праскухина), «Три смерти», «Севастополь в мае» (гл. 12), «Анна Каренина» (самоубийство Анны)
Ф. М. Достоевский «Идиот» (фрагмент, как князь Мышкин рассказывает про смертную казнь), Достоевский. Письмо брату 22.12.1849
И. С. Тургенев «Живые мощи», «Смерть» (из «Записок охотника»)
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Мужики»
Б. Пастернак «В больнице» (стихотворение)
В. Солоухин «Приговор»
А. Варламов «Рождение»
Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на черном»
Становление молодого человека. Поиск жизненного пути
Зарубежная литература
Стендаль «Красное и черное»
Ги де Мопассан «Милый друг»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфильд»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Русская литература, классическая и современная
Н. В. Гоголь «Портрет»
З. Прилепин «Санькя»
А. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»
Человек в экстремальной ситуации
Зарубежная литература
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»
Дж. Лондон. «Любовь к жизни»
Э. М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»
Русская литература
В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы»
Александр Терехов «Мемуары срочной службы»
Захар Прилепин «Ботинки, полные горячей водкой», «Обитель»
Олег Ермаков «Арифметика войны»
Человеческие отношения. Любовь. Дружба
Зарубежная литература
В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Сервантес «Дон Кихот»
Шарль де Костер. «Легенда о Тиле Уленшпигеле»
Стендаль «О любви» (трактат)
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «Жизнь взаймы»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
С. Моэм «Театр»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Моруа «Письма незнакомке»
Русская классика
Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
И. С. Тургенев «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Грин «Алые паруса», рассказы
Направление: «Вопросы, заданные человеку войной»
Зарубежна литература
Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
Современная русская литература
Александр Терехов «Мемуары срочной службы»
Захар Прилепин «Ботинки, полные горячей водкой»
Олег Ермаков «Арифметика войны»
Направление: «Спор поколений: вместе и врозь»
Русская классика
Д. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь»)
И. С. Тургенев « Отцы и дети»
Современная русская литература
Андрей Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»
Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
Роман Сенчин «Чего же вы хотите?»
Павел Санаев «Хроники раздолбая», «Похорогите меня за плинтусом»
Направление: «Человек и природа в мировой и отечественной литературе»
Современная русская литература
Виктор Ремизов «Кетанда», «Воля вольная»
Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы»
Внимание:
Ссылки только для примера. Если выберешь какую-либо из книг современных авторов, ищи информацию в Интернете самостоятельно.
Для самых прагматичных
Информация об объёме художественных произведений
Виктор Ремизов «Кетанда» — 49 страничек в книжке небольшого формата
Виктор Ремизов «Воля вольная» — 411 стр.
Александр Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы» — 328 стр.
Андрей Дмитриев «Крестьянин и тинейджер» — 99 стр.
http://www.tagillib.ru/for_invalids/resources_library_for_the_blind/ghur_new/literary-review-of-the-novel-and-dmitrieva-peasant-and-teenager.php?clear_cache=Y
Роман Сенчин «Чего же вы хотите?» — 384 стр.
Алексей Иванов «Географ глобус пропил» — 448 стр.
Павел Санаев «Хроники раздолбая» —480 стр.
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» — 288 стр.
Александр Терехов «Мемуары срочной службы» — 109 стр. (?)
Захар Прилепин «Ботинки, полные горячей водкой» — 198 стр.
Захар Прилепин «Санькя» —352 стр.
Олег Ермаков «Арифметика войны» — 352 стр.