А3. Образование форм слова
В данной статье:
Как готовиться к заданию А3?
Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм. Обратись к примерам. Если в образовании или употреблении форм ты допустишь ошибки, то список с примерами, служащими образцами, нужно выучить наизусть.
Как ты говоришь? Выбери правильный вариант.
А3. Формы существительных
- абхазских мандаринов или абхазских мандарин
- административные округа или административные округи
- бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
- белых гольфов или белых гольф
- быстроходные катеры или быстроходные катера
- Виктора Кулик или Виктора Кулика
- все возраста или все возрасты
- двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
- демократичные директора или демократичные директоры
- десять ампер или десять амперов
- десять вольтов или десять вольт
- детских ботинков или детских ботинок
- долгих раздумий или долгих раздумьев
- домашних тапочек или домашних тапочков
- зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
- крупных яблоков или крупных яблок
- крыловских басен или крыловских басней
- лучшие профессора или лучшие профессоры
- Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
- молодые инженеры или молодые инженера
- морские порты или морские порта
- мягких тапок или мягких тапков
- нарядных туфлей или нарядных туфель
- новые ордеры или новые ордера
- отличные лектора или отличные лекторы
- отряд партизан или отряд партизанов
- очередные отпуски или очередные отпуска
- пара полотенец или пара полотенцев
- парламентские выборы или парламентские выбора
- плохие повары или плохие повара
- поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
- резиновых галошей или резиновых галош
- рота солдатов или рота солдат
- свежие торты или свежие торта
- сладких апельсинов или сладких апельсин
- смелые офицеры или смелые офицера
- спелых помидор или спелых помидоров
- старые сторожа или старые сторожи
- старые Сухуми или старый Сухуми
- талантливые конструкторы или талантливые конструктора
- тёмных носков или тёмных носок
- тёплых чулок или тёплых чулков
- фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
- футбольные тренеры или футбольные тренера
- шампунь хорошая или шампунь хороший
- шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
- эскадрон гусар или эскадрон гусаров
- эффективные кремы или эффективные крема
Правильные ответы:
- абхазских мандаринов
- административные округа
- бабушкиных валенок
- белых гольфов
- быстроходные катера
- Виктора Кулика
- все возрасты
- двести двадцать ватт
- демократичные директора
- десять ампер
- десять вольт
- детских ботинок
- долгих раздумий
- домашних тапочек
- зачитываться Дюма
- крупных яблок
- крыловских басен
- лучшие профессора
- Миссисипи широкая
- молодые инженеры
- морские порты
- мягких тапок
- нарядных туфель
- новые ордера
- отличные лекторы
- отряд партизан
- очередные отпуска
- пара полотенец
- парламентские выборы
- плохие повара
- поэзия Шевченко
- резиновых галош
- рота солдат
- свежие торты
- сладких апельсинов
- смелые офицеры
- спелых помидоров
- старые сторожа
- старый Сухуми
- талантливые конструкторы
- тёмных носков
- тёплых чулок
- фарфоровых блюдец
- футбольные тренеры
- шампунь хороший
- шимпанзе весёлый
- эскадрон гусар
- эффективные кремы
Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.
Образование мн.ч.:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры;
возрасты, выборы, порты, кремы, торты;
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа;
округа, ордера, катера, отпуска.
Образование форм Р.п. мн.ч.:
помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий.
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто.
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.
А3. Формы прилагательных
Как ты говоришь?
- более старше или более старший
- более выше или более высокий
- более выше или выше
- более старше или старше
- красивше или красивее
- менее страшнее или менее страшный
- менее чётче или менее чёткий
- самый красивейший или красивейший
- самый красивейший или самый красивый
- самый любимейший или самый любимый
- самый новейший или новейший
- самый новейший или самый новый
- самый старейший или самый старый
- самый старейший или старейший
Правильные ответы:
- более старший
- более высокий
- выше
- старше
- красивее
- менее страшный
- менее чёткий
- красивейший
- самый красивый
- самый любимый
- новейший
- самый новый
- самый старый
- старейший
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка.
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний - позднее, выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
А3. Формы числительных
Как ты говоришь?
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти или восемьдесяти
- два седьмых или две седьмых
- двое сестёр или две сестры
- к полтора часам или к полутора часам
- к трём пятым или к трём пятых
- от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
- от обоих сестёр или от обеих сестёр
- пятеро дней или пять дней
- пятидесятью или пятьюдесятью
- пятистами или пятьюстами
- пятидесяти или пятьюдесяти
- тремя пятых или тремя пятыми
- три пятым или три пятых
- три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят или три котята
- трое собак или три собаки
- шестьюстами или шестистами
- нас двоих или нас двух
- нас обоих или нас двух
Правильные ответы:
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти
- две седьмых
- две сестры
- к полутора часам
- к трём пятым
- от обоих мальчиков
- от обеих сестёр
- пять дней
- пятьюдесятью
- пятьюстами
- пятидесяти
- тремя пятыми
- три пятых
- тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят
- три собаки
- шестьюстами
- нас двоих
- нас обоих
Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема
Словоизменение числительных - традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.
1. Образование и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью.
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.
3. Употребление собирательных числительных:
двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
А3. Формы местоимений
Как ты говоришь?
- Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
- Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
- Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей. или У ней трое детей.
- Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда
Правильные ответы:
- Мы сдаём экзамен после них.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
- Сколько книг у тебя не было?
- Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей.
- Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда.
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.
* Посреди, среди - предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Примечание:
(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)
А3. Формы глаголов
Как ты говоришь?
- встретились или встретилися
- делающий или сделающий
- ехай или поезжай
- ляжь или ляг
- махаю или машу
- машущий или махающий
- отъедь или отъезжай
- поезжай или едь
- поинтересующийся или интересующийся
- поклади или положи
- положи или положь
- положущий или кладущий
- полоскаю или полощу
- полоскающий или полощущий
- пробоваем или пробуем
- разъехайтесь или разъезжайтесь
- хотелось или хотелося
- хотят или хочут
- хочущий или хотящий
Правильные ответы:
- встретились
- делающий
- поезжай
- ляг
- машу
- машущий
- отъезжай
- поезжай
- интересующийся
- положи
- положи
- кладущий
- полощу
- полощущий
- пробуем
- разъезжайтесь
- хотелось
- хотят
- хотящий
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование личных форм:
Ошибочно: попробоваем, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.
4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих:
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
5. Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
6. Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
А3. Наречия
Как ты говоришь?
- красивше или красивее
- красивее или красившее
- лучше или лучшее
- лучше или хорошее
- открыть внутрь или открыть вовнутрь
- разделить пополам или разделить напополам
- вряд ли я смогу или навряд ли я смогу
- хуже или хужее
- плоше или хуже
- тяжелее или тяжельше
Правильные ответы:
- красивее
- красивее
- лучше
- лучше
- открыть внутрь
- разделить пополам
- вряд ли я смогу
- хуже
- хуже
- тяжелее
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо - плоше, красиво – красившее, хорошо – лучшее, хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо - хуже, красиво- краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее