О тех, кому СОС нужнее всего

Каждый встречался с людьми, для которых общепринятые подходы обучения оказывались неэффективными.

Вспоминается Надюшка - моя школьная подруга. Вы, возможно, не поверите, но она знала правила из учебника. К сожалению, это ей не помогало: писала она ужасающе. Она делала до 10 ошибок на странице. Учителя не испытывали к ней антипатии, потому что всем было ясно, что девочка не ленится. Просто обычные методы обучения ей не помогали. А предложить альтернативы никто не мог. Двойки за диктанты были неизбежны, как и гарантированно хорошие отметки за устные ответы. Чтобы поддержать человека, учителя всегда вызывали её устно отвечать правила. Став постарше и научившись ловчить, мы приспособились писать диктанты: она, сидя слева от меня, спокойно списывала текст из моей тетрадки. Из дружеских побуждений я писала крупно и чётко. Так поток двоек разбавлялся четвёрками и тройками. Сочинения тоже проверяла я, включая и выпускное, экзаменационное.

Детей, которым правила не помогают стать грамотными, много. Поверьте, на большинстве из них учителя слишком рано ставят крест. 

Диктанты - отличная проверка грамотности. Кроме того, это эффективная форма обучения, если использовать её не как контроль - один или два раза в четверть, а как регулярный тренинг,  проводимый систематически. В разделе Практикум  у нас появились диктанты и словарные диктанты. Попробуйте писать их с детьми еженедельно.  А сейчас о подходе к проблеме повышения грамотности, альтернативном школьному.

Детям, у которых правила не работают, особенно важно накапливать позитивный языковой опыт. Для них практически полезно учить слова. Не думайте, что это бесконечный труд. Постепенно у ребят развивается интуиция, и писать они начинают вполне сносно. Сколько слов нужно выучить? Запомните число: 3000 слов. Это тот объём лексики, который практически покрывает 95% речевых потребностей среднего взрослого человека при продуцировании речи. Объём лексики при восприятии, естественно, шире. Но 3000 слов - это заветный порог. Не 50, не 100, не 1000, а - 3000.

Кому-то покажется, что 3000 слов - это слишком много. Вы ошибаетесь.
Проведите эксперимент. Положите перед ребёнком лист бумаги с написанным на нём словом, значение которого ребёнку понятно. Слово напишите крупно, ясно, лучше печатными буквами. Засеките время, чтобы узнать, сколько секунд понадобится на запоминание. Запомните временной показатель. Повторите эксперимент на следующий день. Понимая, что от него требуется, ребёнок запомнит слово быстрее. Не удивляйтесь: на третий день результат улучшится втрое: за минуту будет выучено не одно, а три слова. Сделайте паузу, предложите новую порцию, теперь уже из пяти слов. Пусть ребёнок смотрит на них сколько захочет. Через несколько минут он запомнит все пять слов. Постепенно количество запоминаемых слов будет увеличиваться, а время запоминания сокращаться. Важно, чтобы слово было проговорено несколько раз вслух и про себя, пусть ребёнок попробует повторить слова и с открытыми, и с закрытыми глазами. Даже если представить себе, что заучивание слов займёт 10 минут в день, то результат превзойдёт все ваши ожидания. На 3000 лексических единиц вы почти без труда и уж точно без излишнего напряжения и нервотрёпки потратите меньше года.

Слова можно учить в очереди, в машине, в метро, между делом, накрывая на стол, перед компьютерной игрой, перед уроками, во время чистки зубов, на ночь... Вариантов масса.

Помните, если слово попало в ваш список выученных слов, то ошибки в нём делать не разрешается. Проверяйте старые "порции" слов. Особое внимание на те слова, в которых допускаются "любимые" ошибки. С этими повторяющимися ошибками работайте особенно настойчиво, повторяя их до тех пор, пока ребёнок не запомнит слово твёрдо, пока оно не перестанет казаться ему трудным.

О темпе. Пока слово запоминается, пока его написание только осознаётся, торопить детей нельзя. Во время проверки заученных слов темп может быть очень высоким. 

О форме словарной работы с ребенком. Массу работы можно делать устно, но регулярно следует проводить и письменные словарные диктанты. Теперь на сайте есть словарные диктанты для ребят разного возраста. Воспользуйтесь нашими сервисами для повышения грамотности.

Мы делаем специальное предложение для тех, кто хочет заниматься с детьми еженедельно. Диктанты и словарные диктанты нашего сайта выставляются в открытом бесплатном доступе в разделе "На этой неделе". Следите за сменой информации и учебных материалов в этом разделе сайта.