Словарные диктанты на нашем сайте

Словарные диктанты – это сервис для повышения грамотности письменной речи. 

В настоящее время на сайте предлагается: 

  • 20 диктантов для 3 – 4 классов, 
  • 20 диктантов для 5 – 9 классов,
  • 20 диктантов для 10 – 11 классов.

Словарные диктанты входят в наш перечень платных сервисов. Для получения доступа к этим материалам обратитесь к статье «О подписке».

Образец  словарного диктанта можно посмотреть в разделе «На этой неделе». Каждую неделю мы выставляем по одному словарному диктанту для 3 – 4, 5 – 9 и 10 - 11 классов для бесплатного доступа. Словарные диктанты меняются еженедельно. Это прекрасный шанс для заинтересованных мам и ребят пользоваться этими материалами без оплаты  и заниматься систематически.

 

Подробная инструкция

Словарные диктанты проводятся с аудиозаписью. Прослушивание слов и их запись под диктовку поможет выполнить плеер.

Синяя кнопка  позволяет начать диктант. 

Между значком логотипа и синей кнопкой  расположен счётчик времени. Он показывает, сколько времени идёт диктовка.

На шкале плеера справа вы видите надпись «Пауза» и шкалу регулировки длины пауз. Вы можете изменять длительность пауз при диктовке, что обеспечит возможность:

  • писать диктант в комфортном для ребёнка темпе,
  • тренировать ребёнка писать быстрее – для этого длительность пауз можно сократить, переместив движок влево,
  • тренировать ребёнка писать в обычном темпе, но при этом комментировать написание слов – для этого  движок перемещается вправо.

В момент начала работы значок логотипа сайта окрашивается в зелёный цвет. Это сигнал, что работа с текстом начата. В паузах для записывания  слово «Пауза» также окрашивается зелёным. Этот сигнал означает, что можно начинать записывать слова. Во время пауз работает счётчик их длительности: внизу, под плеером, бегущие цифры на красном фоне. Он поможет родителям сориентироваться и установить нужную длину пауз. 

После выполнения работы на экране появляется информация о том, с какой скоростью велась диктовка. Это поможет объективно оценить прогресс ребенка в скорости  его реакций и письма. Для учащихся начальной школы, естественно, длина пауз должна быть больше, чем для учеников средних и старших классов.

 

Варианты работы с диктантами

Возможность регулировать длину пауз для прослушивания и записи слов позволяет разнообразить формы работы. Можно установить большую длину пауз, и тогда ваш ребёнок успеет проговорить слово вслух по слогам и объяснить, почему он выбрал именно такое написание, и только после этого записать слово правильно. Во время комментированного словарного диктанта вы сможете проверить, знает ли ваш ребёнок правило, на которое отобраны данные слова. Если выяснится, что у него есть пробелы в знаниях правил орфографии, перейдите к соответствующему параграфу раздела Орфография. Ознакомившись с правилом, обязательно выполните тест на проверку понимания. Короткие тесты предлагаются к каждому из 125 правил. Комментированные словарные диктанты очень полезны для слабо подготовленных детей.

К спискам слов необходимо вернуться через какое-то время и проверить, помнит ли ребёнок правильное написание всех слов. Слова отбирались в словарные диктанты не случайно. Было учтено, какие списки слов предлагают для заучивания авторы разных учебников. К ним также были добавлены слова, демонстрирующие ребёнку, как действует то или иное правило орфографии. При этом количество слов, иллюстрирующих правило, увеличено в наших диктантах в 5  - 10  и более раз. В наиболее трудных и часто встречаемых случаях предлагается весомый объём тренировочного материала. В списки были включены слова, в которых часто допускают ошибки и дети, и взрослые. В аннотациях указано, какой материал содержится в данном словарном диктанте.

С ребятами, у которых много проблем в школе, имеет смысл сначала  поработать со словами устно. Проверьте, знает ли ребёнок, как они пишутся. Слова, в которых сделаны ошибки, напишите вместе крупно, ярко, проговорите написание несколько раз. Если у слов есть проверочные слова, поработайте с ними. Вспомните соответствующие правила. Не торопитесь переходить к диктанту.   Если во время работы со словами ребёнок чувствовал себя неуверенно, допускал много ошибок, отложите диктант на следующий день: пусть материал уложится. 

Если окажется, что ученик 5 – 7 класса не справляется со словарными  диктантами, предназначенными для его возраста, начните писать работы, используя материал для 3 – 4 классов. Важно, чтобы задания, которые вы даёте дома, были вашему ребёнку по силам.  Позднее вновь вернитесь к диктантам, рекомендуемым для возраста вашего ребёнка. Такой подход гарантирует постепенное повышение уровня сложности словарных диктантов и их пользу для ликвидации пробелов в подготовке ребят разного возраста.

Пишите словарные диктанты каждую неделю. Только систематическая работа позволит существенно повысить грамотность детей.