Диктанты на нашем сайте

Диктанты – это сервис для повышения грамотности письменной речи. 

В настоящее время на сайте предлагается: 

  • 20 диктантов для 3 – 4 классов, 
  • 20 диктантов для 5 – 7 классов.

Диктанты входят в наш перечень платных сервисов. Для получения доступа к этим материалам обратитесь к статье «О подписке».

Образец диктанта можно посмотреть в разделе «На этой неделе». Каждую неделю мы выставляем по одному диктанту для 3 – 4 и 5 – 7 классов для бесплатного доступа.

 

Подробная инструкция

Присмотритесь к нашему плееру. Одна и та же синяя кнопка используется для разных целей. Она позволяет:

    • Прослушать текст целиком, для этого появляется надпись «Прослушать текст».
    • Остановить прослушивание, когда оно уже начато, для этого появляется надпись «Пропустить текст».
    • Начать диктовку, для этого появляется надпись: «Начать диктант».  

Между значком логотипа и синей кнопкой расположен счётчик времени. Он показывает, сколько времени идёт та или иная операция: прослушивание текста или диктовка.

На шкале плеера справа вы видите надпись «Пауза» и шкалу регулировки длины пауз. Вы можете изменять длительность пауз при диктовке, что предоставит вашему ребёнку возможности:

  • писать диктант в комфортном для него темпе,
  • тренировать ребёнка писать быстрее – для этого длительность пауз можно сократить, переместив движок влево,
  • тренировать ребёнка писать медленнее, но комментировать при этом написание слов – для этого  движок перемещается вправо.

В момент начала работы значок логотипа сайта окрашивается в зелёный цвет. Это сигнал, что работа с текстом начата. В паузах для записывания  слово «Пауза» также окрашивается зелёным. Это сигнал, что ребёнок может начинать записывать фрагменты фраз. Во время пауз работает счётчик длительности пауз внизу под плеером: бегущие цифры на красном фоне. Счётчик длительности пауз поможет родителям сориентироваться и установить нужную длину пауз.

Приступая к диктанту, вы знаете, какое количество слов в тексте. После выполнения работы на экране появляется информация о том, с какой скоростью велась диктовка. Это поможет объективно оценить прогресс ребенка в скорости письма.

Мы предусмотрели удобную возможность проверки записи. Но не торопитесь ею воспользоваться сразу. Мы рекомендуем сначала внимательно прочитать текст и исправить замеченные ошибки самостоятельно. Ниже рассказывается, как это делать.

Важным этапом проверки является прослушивание текста целиком (плеер работает в режиме прослушивания). Установка ребенку: заметить, всё ли написано верно, нет ли пропусков или подмены слов. Прослушивая весь текст целиком, нужно следить, не был ли искажен текст во время записи диктанта.

После этого рекомендуется для проверки диктанта использовать  кнопку «Текст для проверки». Очень важно следить, чтобы ребенок сравнивал слова на экране и в своей тетради не побуквенно, а по диктуемым фрагментам. Для удобства проверки диктуемые фрагменты текста выделены.

 

Процедура: как проводить диктант

Диктанты  рекомендуется проводить по традиционной школьной методике. Только в этом случае, они помогут ребёнку чувствовать себя в школе увереннее. Далее этапы работы описаны пошагово.

Шаг 1 – прослушивание текста полностью. Это важно для его общего понимания и предварительной ориентации внимания на отдельные ошибкоопасные элементы.

Шаг 2 – диктовка. Каждое предложение повторяется дважды: первый раз – целиком в нормальном естественном темпе, а затем по фрагментам в замедленном темпе. Первое прослушивание предложения необходимо для понимания его содержания, для определения границ предложения и предварительного анализа его по ряду признаков (по цели высказывания, структуре: простое оно или сложное, имеются ли какие-либо черты в его синтаксической структуре, которые требуют особого пунктуационного оформления, например, обращение, прямая речь, однородные члены, обособления и т.д.). Писать рекомендуется только тогда, когда начата диктовка по фрагментам. Ребёнку необходимо запомнить все слова фрагмента и записать их под собственное проговаривание по слогам. Научите ребенка диктовать себе записываемый фрагмент очень чётко и ясно. Пусть это проговаривание дома ведётся вслух. Привыкнув, во время диктанта в классе ребёнок будет диктовать себе фрагменты текста так же, как и дома, но про себя. В школе вместо реального проговаривания подключится механизм внутреннего проговаривания. Дети, умеющие диктовать себе записываемые слова по слогам, допускают в диктантах меньшее количество ошибок.

Рекомендуется проводить работу с диктантами регулярно, не реже одного раза в неделю. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро ощутил результативность работы, то занимайтесь диктантами более интенсивно: 2 – 3 раза в неделю или через день. При этом нужно стремиться, чтобы постепенно от одного диктанта к другому скорость письма у ребенка повышалась.

Шаг 3 – проверка написанного. Далеко не все дети "видят" свой записанный под диктовку текст и способны заметить в нём ошибки. Я настоятельно рекомендую учить детей проверять свою работу. Для качественной проверки текста, он должен быть проверен несколько раз.

Сначала ребёнок читает написанное, следя за смысловой стороной текста, по ходу он может исправить неразборчиво написанные слова или буквы. Такое прочтение покажет, нет ли грубых искажений текста при записи.

Второе прочтение рекомендуется выполнять одновременно с последним прослушиванием текста. Во время этого прочтения ребенок следит за тем, верно ли сделана запись, нет ли пропущенных слов или фрагментов текста. Читая текст одновременно с прослушиванием легко заметить некоторые пунктуационные ошибки, например, использование точки вместо вопросительного или восклицательного знаков, пропуск запятых, выделяющих вводные слова, обращения и т.д.

Во время третьего прочтения внимание должно быть сфокусировано на орфографии: ребёнок должен подобрать проверочные слова в тех случаях, когда они необходимы, проверить, есть ли в тексте слова, требующие написания с прописной буквы, проверить, не сделано ли ошибок на правило переноса слов. Нужно учить ребенка замечать орфограммы и применять правила, помогающие писать их правильно. Важно, чтобы данное прочтение текста было максимально внимательным: ребёнок не должен торопиться прочитать текст поскорее. Хорошо следить за написанием не только взглядом, но и пальцем (ручкой, карандашом). Во время этого орфографического прочтения ребенок вновь проговаривает текст по слогам, сравнивая то, что он произносит, с тем, что у него написано. Такое прочтение поможет найти ошибки, совершенные из-за спешки, невнимания.

Четвёртое прочтение необходимо для проверки пунктуации. Текст читается не пословно, а по предложениям. Проверяются знаки препинания в конце предложений и в середине. Знаки препинания не проставляются произвольно: каждый знак должен быть объяснен, например: "Это сложное предложение, перед союзом что ставим запятую". Во многих случаях правильная пунктуация требует не одного, а двух или более знаков. Поэтому, поставив запятую, ребёнок должен проверить, не нужна ли вторая запятая, например, при выделении вводных слов, обособленных определений и т.п. Работа по проверке диктанта очень утомительна, поскольку она требует напряжения внимания, сосредоточенности. Поэтому после четвёртого прочтения я  всегда рекомендую сделать перерыв на несколько минут. 

Наконец, последнее, пятое прочтение текста, необходимое для того, чтобы ребёнок сам гарантированно нашел все свои ошибки. На сайте мы предусмотрели тексты для проверки. Правильно работать так: ребёнок читает текст для проверки по фрагментам, которые мы специально для этого выделили, и соотносит правильные написания с теми, которые он выполнил. Ни одна ошибка не должна быть пропущена. Пусть ребёнок читает текст столько раз, сколько ему потребуется для того, чтобы заметить и исправить все допущенные им ошибки. Текст для проверки - это текст образец. Работать с ним, благодаря тому что фрагменты размечены, легко и приятно: гораздо легче и приятнее, чем с учебником. Взгляд не прыгает с одной строки на другую, мышка помогает определить очередной фрагмент текста для проверки. Эта работа чрезвычайно полезна для развития кратковременной памяти, зрительной памяти, умения сосредоточиться.

Родители, внимание: учить ребёнка проверять свои диктанты, как и любые другие свои записи, никогда не рано и никогда не поздно. В идеале любая работа после выполнения должна быть проверена. Приучайте детей закрывать тетради только после проверки написанного. Открытая тетрадь - сигнал того, что работа не выполнена до конца.  Проверка рабыты требует внутренней дисциплины. Первоначально ребята, не имея привычки, могут противиться проверке работы, пытаться увильнуть от этой трудоёмкой операции. В таком случае рекомендую проявлять настойчивость. Умение видеть свой текст приходит с опытом. Без этого умения человек не может считаться грамотным.

Предложите ребенку исправлять найденные ошибки при самостоятельных прочтениях текста одним цветом, а найденные с помощью текста для проверки - другим. Пусть в заключение работы ребёнок напишет все слова правильно. Удобно писать их в столбик. Через какое-то время, к примеру, перед сном, хорошо бы просмотреть правильно написанные слова ещё раз. На следующий день не забудьте спросить ребенка, как они пишутся.

 

Варианты работы с диктантами

В статье «Почему писать диктанты трудно?» рассказывается о том, какими бывают диктанты. Возможность регулировать длину пауз позволяет проводить любые из них. Проводя диктанты по-разному,  можно существенно разнообразить работу, проводить тренинг таким образом, чтобы корректировать  моменты, сложные именно для вашего ребёнка. Так предупредительный и подготовленный диктанты помогут поддержать неуверенного в себе ученика. Объясняющий и комментированный диктанты продемонстрируют вам, знает ли школьник правила. Возможно, вам стоит срочно обратиться к нашему разделу: Орфография.

К тестам диктантов можно вернуться через какое-то время и после однократного прослушивания текста использовать его как  основу для свободного или творческого диктантов. Это важный этап для формирования грамотной письменной речи, её продуктивных форм.

В аннотации к диктантам автор вынес ошибкоопасные слова. Давать ли их детям перед диктантом, зависит от вашей установки и характера вашего ребёнка. Со слабо подготовленным учеником, испытывающим не только лингвистические, но и психологические трудности, сначала стоит поработать со словами. Проверьте устно, знает ли ребёнок, как они пишутся. Слова, в которых сделаны ошибки, напишите вместе крупно, ярко, проговорите написание несколько раз. Если у слов есть проверочные слова, поработайте с ними. Вспомните соответствующие правила. Не торопитесь переходить к диктанту.  Большинство слов - примеры, в которых ошибки делают и дети, и взрослые. Поэтому работа со списками слов имеет самостоятельное значение. Если во время работы со словами ребёнок чувствовал себя неуверенно, допускал много ошибок, отложите диктант на следующий день: пусть материал уложится. 

Если окажется, что ученик 5 – 7 класса не справляется с диктантами, предназначенными для его возраста, начните писать работы, используя тексты для 3 – 4 классов. Важно, чтобы задания, которые вы даёте дома, были вашему чаду по силам. Не все диктанты для 3 – 4 и 5 – 7 классов различаются по темам. Часто это разные варианты одного и того же текста. Это сделано намеренно. Успешно написав диктант младшей ступени, можно поработать и с более сложной версией. Такой подход гарантирует постепенное повышение уровня сложности тестов.

 

Языковой материал

Анализ множества сборников диктантов показал, что самым распространённым является подход, при котором в тексте для диктанта отобраны орфограммы и пунктограммы на изученную ранее тему. Получается, что диктант проверяет не общий уровень грамотности ребёнка, а усвоение им только что изученных тем. 

На нашем сайте предлагаются диктанты, которые реализуют другой подход. В них встречаются слова на разные правила. Ситуация моделирует жизнь. В жизни никто не будет отбирать для вас слова на только что повторенное правило: в устной речи и в письменных текстах может встретиться всё.

В наших диктантах много слов с непроверяемыми написаниями. Их, конечно же, следует заучивать. Составляя тексты для диктантов, автор намеренно неоднократно повторял в разных текстах слова, в которых часто допускаются ошибки: повторение – мать учения. В диктантах нет каверзных редко употребляемых слов, напротив: все слова весьма частотны и широкоупотребительны в естественной ежедневной русской речи. 

 

Как писались диктанты для сайта «Русский на 5»

Автор сайта составил для себя список, которому дал рабочее название: «Словарь любимых ошибок взрослых и детей». В него вошла 1000 слов. Из них потом были составлены тексты, которые стали диктантами. Предполагается, что работа будет вестись не от случая к случаю, а регулярно и комплексно. Весь проработанный материал гарантированно повысит грамотность письменной речи детей и разовьёт навыки письма под диктовку. Надеюсь, наши диктанты вам понравятся.