Что такое СОС и как им пользоваться

Что такое СОС?

CОС — это, как вы уже поняли, аббревиатура. Она расшифровывается так: Сводный обучающий словарь. Почему сводный?
Во-первых, в него сведено сразу несколько словариков, разных по своему назначению, и, 
во-вторых, потому что он объединяет словарики для разных возрастных групп: от первоклашек до выпускников школ. 
В словаре 5500 слов, предлагаемых для заучивания.

Как такое возможно? 

Трудно представить себе такой словарь в виде книги: в ней было бы слишком много всего: разделов и рубрик, а также самих слов. Пользоваться таким словарём было бы крайне неудобно. Но на сайте возможно всё —  сайт интерактивный. А СОС  - интерактивный словарь. Он прост в использовании. 

Кому нужен СОС?

Этот словарь нужен каждому школьнику. Желательно, чтобы он постоянно был под рукой. Чем больше вы будете его использовать, тем лучше. Немного привыкнув к словарю, вы сможете применять его в разных ситуациях и с самыми разными целями. Прочитай материал: Что даёт СОС?

Но есть ребята, которым без этого словаря не обойтись. Встречали таких, кто старательно учит правила и даже знает их, но применять не умеет и пишет  безграмотно?  Процент людей, которые пишут с большим количеством ошибок, очень велик. Для них-то и нужен наш словарь в первую очередь. Идея такая: учите слова. Учите слова, как это делают дети во многих странах мира: В США и Канаде, Франции и Японии. Чем вы хуже? Чем больше слов вы выучите,  тем лучше для вас. Трудно будет только начать это делать. Причём совсем не потому, что это действительно трудно, а потому, что вы не привыкли это делать. Как только вы начнёте заниматься систематически, регулярно, хотя бы по 5—10 минут в день, вы очень быстро заметите, что ситуация меняется к лучшему. При этом чем больше слов вы сможете выучить, тем лучше будет для вас: новые порции слов будут даваться легче и легче.

Обычный ребёнок, сегодняшний троечник, может легко запомнить 2—3 слова за минуту. При регулярных тренировках ещё больше. Так уж устроены люди: они мобилизуются для выполнения задачи, если внутренне согласны с ней.  Так что я не много слов предлагаю, как это может показаться, а мало. Не сомневайтесь. Лучше не теряйте времени и действуйте!  

Зачем нужен такой словарь?

Это орфографический словарь. Он для того, чтобы знать, как пишутся русские слова и не делать в них ошибок.  В разработке специальные тренинги, которые  повысят эффективность запоминания слов. 
Словарь расширяет активный лексический запас ребёнка, развивает чувство языка, память, мышление, формирует умения узнавать языковые явления, отличать их от других, выстраивать правильные аналогии и др.

В словарь включён  существенный пласт современной лексики, которая  в сегодняшних учебниках отсутствует. СОС ближе к жизни, чем орфографические словарики из учебников, напротив, изобилующие устаревшими словами. СОС, таким образом, это шанс для ребят узнать, как пишутся слова, которые сегодня на слуху, шанс сделать свой личный активный словарь более современным.

Какие возможности у нашего словаря? В чём его новизна?

Впервые предлагается обучающая технология, предусматривающая свободу выбора тактик учащимся. Каждый может выбирать то, что ему нужно или интересно. Сегодняшний выбор — это выбор на данный момент: что не получается, тем и занимайся. Сегодня одним, а завтра другим, послезавтра третьим.  Тактики можно менять сколько угодно раз на дню. Но из отдельных фрагментов будет складываться общая система. Как в калейдоскопе, где из отдельных стёклышек при повороте трубки возникают новые узоры.

Почему возможность выбора существенное достижение?
Потому что человеку нравится ощущать себя свободным.
Потому что в жизни множество ситуаций выбора, а школьная практика выбору почти не учит.
Потому что дети сталкиваются с выбором в играх, они к нему привыкли, и лишать их выбора там, где он возможен, непедагогично и негуманно.  СОС же позволяет делать сознательный выбор: составные части словаря для этого и предназначены. 

Составные части.

СОС объединяет четыре словаря. Четыре в одном:  Правильный, Неправильный, Тематический  и Грамматический словарики вместе. 
Что это такое? Почему такие названия: Правильный, Неправильный?

Всё просто. Как можно понятнее назвать словарик, включивший слова, которые мы пишем по правилам? Конечно, Правильный. Его задача расширить списки слов, приводимые в учебниках в качестве примеров, это значит, обогатить языковой опыт ребят. Как запомнить правило, если на ум приходят лишь два-три слова? А в Правильном словарике их с десяток или даже несколько десятков. Хочешь вспомнить слова, которые пишутся по правилам и писать их бех ошибок, заходи в Правильный словарик

А  что такое Неправильный словарик? Может, вы и сами догадались? В этом словарике ищи слова, пишущиеся не по правилам: с непроверяемыми орфограммами, а также исключения. Исключения ведь тоже пишутся не по правилам. Для самых маленьких я сделала ещё один шаг: составила примеры, которые помогут малышне запоминать слова с непроверяемыми орфограммами. Фразы не вполне серьёзные, среди них много настоящих "глупизмов". Мне кажется, они особенно понравятся ребятам. 

С Тематическим словариком всё еще проще. Слова легко объединяются по темам: для младших и средних классов — так их будет намного проще запомнить. Потому что таково свойство человеческой памяти: легче запоминается то, что организовано по смыслу. Для этого Тематический словарик и нужен.

Грамматический словарик тоже, с точки зрения автора, необходим. И для ГИА, и для ЕГЭ, и для жизни. Начал мой ученик Иван изучать в школе тему Местоимения и сразу увяз в трудностях: не знает он, какие слова относятся к местоимениям, а какие к другим частям речи. Любой может запутаться. Ребятам ведь кажется, что то, что они изучают в школе сейчас, и есть самое главное. Научиться узнавать части речи и не путать их — вот для чего нужен грамматический словарь. Опять же орфографию так запоминать легче: 8, 18, 80, 800 — где нужно писать мягкий знак, а где нет? Как пишутся формы числительных? К тому же есть масса правил, касающихся одной определённой части речи. Раскрываешь  Грамматический словарик — и вперёд! Повторяй что нужно: хоть предлоги, хоть наречия или прилагательные...

А дальше — самое интересное: ты не только можешь легко найти сегодня одни слова, а завтра другие, в зависимости от задачи, которая перед тобой стоит. Тебе легко объединять списки. И всё сразу будет не как в школе, где сегодня учат одно, а завтра другое, а предыдущую тему преспокойно забывают, занявшись новой. Всё будет, как в жизни: все слова вперемешку. И тогда узнать слово, понять, какое оно, какая в нём таится трудность — будет твоей главной задачей. Вот это тренинг! Именно так я предлагаю повышать грамотность, развивать её.

Уровни сложности.

Что такое уровни сложности, понимает каждый. Это как в игре.
В СОС есть версии, которые ты можешь использовать по желанию. Слова объединены по группам: Новые, Лёгкие, Трудные, Важные. Некогда учить весь список, выбери пометку слева от списка слов —  он сократится. Плохое настроение — учи Лёгкие, хорошее — Трудные. Ещё, конечно, ориентируйся на свои отметки. Если в школе у тебя много двоек и троек, начинай с Лёгких слов. В них обычно одна или две трудности, не больше. 
А в Трудных — несколько проблем, иногда даже три, четыре или пять. Также к Трудным относятся слова, в которых ошибки частотны, т.е. те слова, в которых ошибаются многие дети и взрослые. Но Лёгкое и Трудное — это не постоянные характеристики слова: то, что сложно для 1-го класса, легко для 5-го, а что трудно для 6-го, совсем не сложно для 11-го. Логика такая: если слово встречалось раньше, оно лёгкое, ведь уровень в старших классах более высокий, чем в средних, и тем более младших. Поэтому уровень сложности можно регулировать и с помощью пометы Новое. Дело в том, что автор считает полезным часть слов повторить для разных возрастных групп. Если вы уверены в себе, то смело кликайте по кнопке Новое: встречавшиеся ранее слова скроются.
Непростой вопрос, что такое Важные? Скажем честно: не все слова из школьных учебников действительно важны. Но в СОС я их включала, чтобы то, что предлагаю я, соотносилось с обучением в школе. Однако если слова не относятся к частотным, к таким, что встречаются в жизни часто, то пометки Важные у них нет. Значит, Важные — самая необходимая пометка: учи Важные слова обязательно.

 

Для каких возрастных уровней СОС? 

СОС  существует для трёх возрастных категорий:

  • 1-4 классов
  • 5-9 классов
  • 10-11 классов. 

Слова, конечно, распределены и по уровню сложности. 

Что поможет запоминанию?

Теперь смотри: в учебниках есть списки слов для заучивания. Ты видишь слово только напечатанным мелким шрифтом в списке других слов. Каждому ясно, что это не дело. Даже при переписывании  слов в тетрадь ребята делают в них ошибки. И потом заучивают слова неправильно. Беда, да и только! СОС даёт возможность увидеть слово вне списка: крупно, наглядно, где необходимо, с примерами и комментариями. Просто кликни по слову из списка. В режиме "крупным планом" ты можешь листать словарь как вперёд, так и назад.  

Как пользоваться словарём?

 

I. Выбери возрастную группу.

Ты знаешь, в каком классе ты учишься?

Младшая школа — это 1 - 4 классы.

Средняя школа — это 5 - 9 классы.

Старшая школа — это 10 - 11 классы.

Если хочешь повторить слова, предназначенные для ребят помладше, добавь список из предыдущей возрастной группы. Повторять слова очень полезно. Повторение - мать учения.

II. Выбери словарик.

  • Правильный
  • Неправильный
  • Тематический
  • Грамматический 

III. Выбери рубрику внутри словарика.

В каждом словарике есть рубрики. Выбери нужную рубрику. Например:
1-4 классы — Правильный словарик — Приставки. Нажми кнопку "Продолжить", и увидишь список слов для работы. 

IV. Как изменить список слов.

Перед тобой список слов. Просмотри его. Если ты захочешь его изменить, пожалуйста!

Видишь пометы на поле слева:

  • Все слова
  • Новые
  • Лёгкие
  • Трудные
  • Важные

 Сделай свой выбор. Меняй выбор время от времени. Это полезно.

V. Как объединять списки слов.

Словарь допускает объединение разных списков слов. Отметь нужные рубрики галочками. Потом нажми кнопку "Продолжить". На экране появятся объединённые списки слов. Можно объединять списки из одного словарика, а можно из нескольких. Можно обратиться к материалу для одного возраста, а можно сформировать списки для разных возрастных категорий. Примеры:

Формируем объединенный список слов по теме "Профессия":

Младшая школа — Тематический — Профессии. Переходим в следующую возрастную категорию: Средняя школа — Тематический — Профессии. Нажимаем кнопку "Продолжить". Объединенный список перед вами.

Хотим объединить слова с разными орфограммами для ученика начальной школы:

Младшая школа — Правильный — ... Далее помечаем те правила, которые нас интересует, например: Проверяемые гласные, Проверяемые согласные. Для перехода к списку слов нажимаем кнопку "Продолжить". Получаем объединенный список слов.


Итак, как работать с СОС? Задай параметры и учи слова.

Внимание! Доступ к словарю открывается по подписке.

 

Смотрите также