Как не надо работать со словами

Замечали, что порой вы затрачиваете время и усилия на то, что не приносит плодов? Или результат есть, но настолько скромный, что вместо радости вы испытываете раздражение или разочарование… Хотим ли мы потом возвращаться к такой работе, стремимся ли продолжить ее? Нет. Любой нормальный человек - и взрослый, и маленький - постарается от подобных занятий увильнуть либо сделать задание поскорее, абы как, чтобы формально никто не смог придраться и вновь засадить за работу. Толку от такой работы не будет. А вред – будет обязательно. Такой жизненный опыт - это опыт халтуры, малой эффективности труда и безответственности.
 
Практически все наши ребята не любят заучивать слова из орфографических словариков школьных учебников, воспринимают эту работу как нудную, неинтересную и ненужную. Важности её не признают. И относятся к ней по принципу: поскорее списать заданные учителем 5 слов в тетрадку, чтобы не получить двойку, а потом уж забыть об их существовании навсегда.

Почему это происходит?
Потому что дети – достаточно смышлёные и рационалистически настроенные существа. Интуитивно они оценивают работу с точки зрения соотношения: затраченные усилия – интерес – польза. В игре, например, где интерес превалирует, о пользе не думают и затраченных усилий не жалеют. В учёбе же почти постоянно "сканируют": надо – не надо, обязательно - необязательно, интересно - неинтересно. При этом пользу свою, особенно отдалённую, частенько не видят: как человек маленького роста не видит лужу на дороге, пока не подойдёт к ней поближе. Что может отвлечь ребёнка от измерения тягот предстоящего труда? Либо польза – конкретная, явная польза этого труда, либо интерес. И то и другое могло бы быть ребёнку предложено, но не при той организации дела, которая есть сейчас.

Что делать маме? Отнестись к этому философски или наперекор школьной практике что-то предпринять? Скажу прямо: в том виде, в каком эту работу ведут в школах, ею заниматься вообще не стоит. Лучше просто пообщаться с ребёнком лишние 5-10 минут в день. Радости и пользы от этого будет гораздо больше. И вам, и ребёнку.

И уж точно ни в коем случае нельзя:

1) давать списки для заучивания прямо из учебников. Качество этих списков крайне низкое. В них много неактуальной, ненужной для современного человека лексики, полно нелогичностей и несуразностей. Допустим, запомнит ваш ребёнок несколько десятков случайно собранных слов. И что? Даже если особенно прилежные дети выучат все слова назубок, они не станут ощутимо грамотнее. Посудите сами: узнал человек, как пишутся 19-100 слов в год. Треть этих слов такова, что они никогда, нигде и никому не встретятся. Зачем учить слова, которые ребятам ничего не дают?

2) работать со словарём из учебника бессистемно, от случая к случаю. Ребёнок просто не сможет мобилизоваться для выполнения задачи. А это значит, что и относиться он к ней будет как к досадной помехе, а не чему-то важному и лично для него актуальному. А теперь встаньте на место учителя. Какие задания давать? Учить слова? Сколько? В каком количестве? Если слов в словарике 100, то это 10 порций по 10 слов. Как раз 10 слов в месяц. Можно это назвать работой? Нет, даже с натяжкой. За неё и отметки ставить не хочется, так как вес самой отметки при этом снизится.

Можно ли сделать так, чтобы работа приносила пользу?

Конечно! Для этого необходимо списки слов вычистить, убрав из них полные маразмизмы, и, что ещё важнее, дополнить, расширить, увеличить. И значительно. Чтобы моя идея стала понятной, хочу привести два примера.

В США и Канаде проводятся общенациональные конкурсы: Spelling Competitions (Орфографические соревнования). Ребята разного возраста уверенно произносят по буквам написание слов, что, заметьте, труднее, чем просто слово написать. Не верите, попробуйте сказать, как пишется слово грамматика по буквам: гэ – эр- а – двойная эм – тэ – и – ка – а. Конкурс проводится при большом скоплении народа: болельщиков и других участников-конкурсантов, рвущихся в бой. Ведущий жестко прерывает ребёнка, требуя уточнения: тэ или пэ? Ребёнка не сбить, он уверенно поясняет: тэ, как в словах Татьяна, тактика, тон. Скорость, накал страстей, аудитория ревёт при каждом ответе, как на стадионе при забитых голах. Так вот, дети, участвующие в заключительных турах, твёрдо знают написание 17–20 тысяч слов. А написание 5-6 тысяч слов знают не только победители, а огромное число ребят. Для нашей школы это химера, т.е. несбыточная мечта.

И второй пример из моего собственного педагогического опыта. Ивану, мальчику, с которым я взялась заниматься прошлой весной, весьма слабо подготовленному по русскому языку, имеющему массу двоек и пробелов в знаниях, нужно было подготовиться к годовому словарному диктанту. Мне же было просто интересно¸ какое количество слов он, не слишком усердный «двоечник», на которого школа махнула рукой, может выучить за одно занятие. Скажу честно, результат превзошёл все мои самые оптимистичные ожидания: за один урок со мной Иван смог запомнить правильно все 98 слов из орфографического словарика его учебника.

Мне кажется, что оба примера достаточно показательны. Наши детишки ничуть не хуже американских и канадских сверстников. Но им мешает установка нашей школы – учить по 30–100 слов в год. Давно было пора придумать что-то новенькое. Поэтому на этом сайте и появился СОС - сводный обучающий словарь. 

 

 

 

Смотрите также