Провальное сочинение (по тексту Е. Кореневской)

Сочинение

Исходный текст

В редакцию журнала пришло интересное письмо. Автор - семидесятидвухлетний москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?».

Спорить с автором письма не приходится. То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

А пропасть эта, между прочим, была всегда. Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». Да что Тургенев! В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего, это супершок. Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. И это, разумеется, трудно, но необходимо.

                                                                                                                                                                                    (По Е. Кореневской) 

 

 

Сочинение 

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировозренческих позиций? Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневский в тексте.

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием. Е. Кореневский  рассказывает историю о семидесятидвухлетнем москвиче, который написал письмо в журнал. В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений. Поэтому, особенно страшно, по мнению автора, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистинне рушится.

Автор считает, что проще найти виноватых, чем постараться понять причины расширившейся пропасти между отцами и детьми.

Размышляя над текстом я понял, насколько прав автор. Действительно, проблема отцов и детей остается актуальной и в наше время. Я считаю, что как дети так и отцы должны уважать друг друга. Без уважения друг к другу пропасть между поколениями будет неимоверно расширяться.

Так в рассказе "Недоросль" Фонвизина госпожа Простакова — грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.

Не обошел стороной проблему отцов и детей писатель Н.В. Гоголь в повести "Тарас Бульба". Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершённым, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а за тем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Е. Кореневского, потому что взаимоотношение между поколениями одна из главных причин, как дальше будет развиваться мир.

 

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 нет 0
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 нет 0
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 1
К6 Точность и выразительность речи 2 нет 0
К7 Орфография 3 3 ошибки 1
К8 Пунктуация 3 6 ошибок 0
К9 Соблюдение языковых норм 2 4 ошибки 0
К10 Соблюдение речевых норм 2 4 недочёта 1
К11 Соблюдение этических норм 1 нарушение 0
К12 Фактологическая точность 1 2 ошибки  0
   Всего: 23   5

 

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Ошибка: мировозренческих
Правильно: мировоззренческих

Ошибка: поистинне
Правильно: поистине

Ошибка: а за тем и во время казни
Правильно: а затем и во время казни

Всего: 3 орфографические ошибки 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка:  Поэтому, особенно страшно...
Правильно: Поэтому особенно страшно...
После союза запятая не нужна.

Ошибка: Размышляя над текстом я понял, насколько прав автор. 
Правильно: Размышляя над текстом, я понял, насколько прав автор. 
Деепричастный оборот выделяется запятой.

Ошибка: Так в рассказе “Недоросль” Фонвизина госпожа Простакова...
Правильно: Так, в ...
Так в значении например, к примеру выделяется запятой.

Ошибка: Я считаю, что как дети так и отцы должны уважать друг друга.
Правильно: Я считаю, что как дети, так и отцы должны уважать друг друга.
Оборот как ..., так и ...

Ошибка: Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. 
Правильно: Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей: он не смог простить сыну предательства.
В бессоюзном сложном предложении вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

Ошибка: ...потому что взаимоотношение между поколениями одна из главных причин...
Правильно: ...потому что взаимоотношение между поколениями — одна из главных причин...
Тире между главными членами предложения.

Всего: 6 пунктуационных ошибок

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Ошибка: возрастных поколений
Нарушена лексическая сочетаемость слова поколений.
Правильно: разных возрастов или разных поколений

Ошибка:  В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений. 
Нарушено глагольное управление: отличается (чем?) своим внешним видом, своей речью — Т.п. без предлога.
Правильно:  В письме он говорит, что внук внешним видом,  речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений.

Ошибка: В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями...
Нарушено согласование: своей (ед. ч.), речью (ед. ч.), взглядами (мн. ч.), мыслями (мн. ч.).
Правильно: В письме он говорит, что внук своим внешним видом, своей речью, своими взглядами и мыслями...

Ошибка: ...родители стараются все делать на благо детям...
Нарушено устойчивое сочетание делать во благо.
Правильно: ...родители стараются все делать во благо детям...

Всего: 4 нарушения языковых норм

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Неточность в формулировке, ведущая к потере смысла: ...как дети, так и отцы должны уважать друг друга...
Фраза допускает разные толкования: не ясно, кто кого должен уважать:
— отцы должны уважать друг друга,
— дети должны уважать друг друга,
— дети и отцы должны уважать друг друга...
Правильно: ...отцы и дети должны уважать друг друга...

Неоправданные повторы:

— Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневский в тексте. Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.
Правильно: Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневский в тексте. Данная проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.

— Я считаю, что как дети так и отцы должны уважать друг друга. Без уважения друг к другу пропасть между поколениями будет неимоверно расширяться. 
Правильно: Без этого пропасть между поколениями...

Неточность в формулировке: ...взаимоотношение между поколениями одна из главных причин, как дальше будет развиваться мир. 
Правильно: ...взаимоотношение между поколениями - одна из главных причин того, как дальше будет развиваться мир.

Всего: 4 нарушения речевых норм

 

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

"Е. Кореневский  рассказывает историю о семидесятидвухлетнем москвиче, который написал письмо в журнал. В письме он говорит, что внук со своим внешним видом, со своей речью, взглядами, мыслями сильно отличается от предыдущих поколений. Поэтому, особенно страшно, по мнению автора, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится".

Комментарий не получился. Это не комментарий проблемы, а пересказ исходного текста. В "Критериях оценивания" говорится, что если "... в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
 или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста", то баллы за К2 не начисляются.

Третье предложение — это изложение позиции автора исходного текста, т.е. положение,   К3, а не К2. Здесь нарушено абзацное членение текста.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

"Размышляя над текстом я понял, насколько прав автор. Действительно, проблема отцов и детей остается актуальной и в наше время. Я считаю, что как дети так и отцы должны уважать друг друга. Без уважения друг к другу пропасть между поколениями будет неимоверно расширяться.

Так в рассказе "Недоросль" Фонвизина госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять".

Пьеса, комедия в 5 действиях, названа рассказом. Далее идёт краткий и некорректный пересказ, который не может считаться аргументом.
— Какая "самая трагическая минута" в комедии? Кульминация действия - это как раз торжество справедливости.
— Отношение Митрофанушки к окружающим не меняется.
— Воспитание г-жи Простаковой не во благо её сыну, об этом и написана комедия.

Очевидно, что произведение Фонвизина автор работы не помнит, поэтому у него не получилось обоснованно привлечь данный пример для аргументации своей точки зрения. Аргумент не может быть засчитан.

"Не обошел стороной проблему отцов и детей писатель Н.В. Гоголь в повести "Тарас Бульба". Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершённым, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей".

Последнее предложение звучит как вывод, но какое это имеет отношение к теме? Автор сочинения ушёл в сторону. Важно, чтобы примеры иллюстрировали вашу позицию или хотя бы формулировку проблемы исходного текста. Здесь же, как и в предыдущем случае, есть только тематическая связь исходного текста с литературными произведениями.  Только тематической близости далеко не достаточно: должно быть понятно, какую мысль иллюстрирует пример и почему вы так считаете. Точку зрения автора на проблему данный фрагмент сочинения не подтверждает. Аргумент не может быть засчитан.

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Автор исходного текста - журналист Евгения Кореневская. Выпускник перепутал в своей работе фамилию, но при этом пишет, что это известный писатель. Зачем оценки такого рода. Конъюнктурщики не в чести. Пишите только то, что знаете точно. И не льстите авторам исходных текстов. Это нарушение этики. Формально есть право вычесть 1 балл за несоблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Ошибка: " Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневский ... , ... известный писатель не обошел ее вниманием... , Е. Кореневский  рассказывает... , в тексте Е. Кореневского..."
Автор исходного текста - женщина, а не мужчина. Это видно по форме фамилии. Всегда следует внимательно читать  фамилию автора текста.

Ошибка: "Так в рассказе “Недоросль” Фонвизина..." 
"Недоросль" - комедия в 5 действиях, а не рассказ. 

 

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Максимальная оценка - 2 балла. Если в работе есть нарушение абзацного членения, то ставится 1 балл. В сочинении есть недостатки: нарушение абзацного членения (см.: К2) и повтор одной и той же мысли:

—"Эта проблема актуальна сегодня, как никогда..." - абзац 2-й,

— "Действительно, проблема отцов и детей остается актуальной и в наше время". - абзац 4-й.
Повторы мысли в небольшой по объёму работе сразу бросаются в глаза, их нужно избегать.

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

Максимальная оценка - 2 балла. Максимальная оценка ставится, если нет замечаний по К10. В данном случае замечания есть.
Кроме недочётов и ошибок, отмеченных выше, в работе есть случаи неудачных формулировок мысли:

"Именно эту проблему затрагивает Е. Кореневский в тексте",  "Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Е. Кореневского..."
Неудачно использовано слово затрагивает. Текст полностью посвящён данной проблеме, а затронуть какую-либо проблему можно, к примеру, по ходу дела, просто упомянув о ней. Лучше: рассматривает, выносит на обсуждение, предлагает для обсуждения.