Сочинение с неудачным тактическим приёмом (по тексту Н. Галь)

Сочинение

Исходный текст

Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину. 

— Пожалуйста, — вполне серьёзно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму. 

Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор. 

Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. (6)Но нет, несолидно! 

Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! 

Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к. счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро. 

Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность». 

Помните, у Н. Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт? 
Хорошо поёт, собака, 
Убедительно поёт...

Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит. 

А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского... 

В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать лю-дям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь? 

Кто, если не мы сами?! 
                                                                                                                                                                                                             (По Н. Галь)

 

 

Сочинение 

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора 

Перед нами текст Н. Галь, в котором автор затрагивает проблему влияния канцелярита на чистоту нашей речи.

Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни, потому что нередко в обыденной жизни мы сталкиваемся с людьми, которые даже в свободное от работы время употребляют в своей речи элементы канцелярита. Он настолько глубоко и прочно закрепился в их лексиконе, что порой им даже удобнее выражаться на нём, нежели на простом и привычном всем языке. Мою мысль доказывает второе предложение, в котором отец, казалось, в банальной ситуации в общении с дочерью произносит фразу: «Поставь в известность меня или маму». Также можно заметить как автор, высмеивая цитату из статьи из пятого предложения, показывает, насколько порой непонятным и комичным для обычных людей может показаться этот самый» канцелярит». Исходя из этого, можно прийти к мысли, что подобные фразы засоряют наш язык, делая трудным для восприятия и понимания.

По моему мнению, авторская позиция лучше всего отражена в предложении 8.

Я полностью согласен с Н. Галь и считаю, что в своей речи мы вполне может обходиться без «канцелярита», так как русский язык и без него очень богат и красочен.

Читая данный текст, я вспомнил случай из своей жизни. Однажды я попал в компанию людей, работающих в одной молодежной организации. И когда они начали беседовать на профессиональные темы, используя характерные для них термины, я просто-напросто не смог полностью понять, о чем они разговаривают. Тогда я попросил их выражаться более доступно, и, к счастью, начал их понимать.

Также стоит заметить, какую немалозначимую роль в данной проблеме играют такие источники информации как: радио, телевидение, интернет, печатные издания. Ежедневно, знакомя нас с какими-то новостями, событиями в мире, они тоже используют «канцелярит», оказывая большое влияние на распространение, как сказал автор, «постылых штампов». Иной раз, читая статью или слушая радио, не можешь понять смысл некоторых слов. От этого ты не целостно воспринимаешь информацию.

Прочитав данный текст, ты понимаешь, как важно бороться с этой «самой злокачественной болезнью нашей речи», чтобы русский язык не обеднел от подобного рода слов и выражений.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 1
К3 Отражение позиции автора 1 есть 0
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 2
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 2
К7 Орфография 3 1 ошибка  3
К8 Пунктуация 3 5 ошибок 1
К9 Соблюдение языковых норм 2  ошибок нет 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 ошибок нет 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
   Всего: 23   18

 

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Ошибка: интернет
Правильно: Интернет

Комментарий: в разных источниках слово Интернет пишется по-разному. Реальная речевая практика даёт огромное количество написаний как с прописной, так и со строчной буквы. На мой взгляд, это слово логичнее писать с маленькой буквы, как и слова телевидение, радио.  Однако не так давно для унификации написаний было принято правило, в соответсвии с которым слово Интернет должно писаться с большой буквы (как название). Сложные слова, например, интернет-проект, интернет-ресурс и другие подобные пишутся через дефис и с маленькой буквы.

Опечатка: Я полностью согласен с Н. Галь и считаю, что в своей речи мы вполне может обходиться без канцелярита, так как русский язык и без него очень богат и красочен.
Правильно: можем

Рекомендация: проверяйте свои работы очень внимательно.
Я не снижаю оценку за эту опечатку.

Всего:  1 орфографическая ошибка 

 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

2 ошибки: Также можно заметить как автор, высмеивая цитату из статьи из пятого предложения, показывает, насколько порой непонятным и комичным для обычных людей может показаться этот самый» канцелярит».
Правильно:  Также можно заметить, как автор, высмеивая цитату из статьи из пятого предложения, показывает, насколько порой непонятным и комичным для обычных людей может показаться этот самый канцелярит.

Та же ошибка: Я полностью согласен с Н. Галь и считаю, что в своей речи мы вполне может обходиться без «канцелярита», так как русский язык и без него очень богат и красочен.
Правильно: Я полностью согласен с Н. Галь и считаю, что в своей речи мы вполне может обходиться без канцелярита, так как русский язык и без него очень богат и красочен.

Та же ошибка: Ежедневно, знакомя нас с какими-то новостями, событиями в мире, они тоже используют «канцелярит», оказывая большое влияние на распространение, как сказал автор, «постылых штампов».
Правильно: Ежедневно, знакомя нас с какими-то новостями, событиями в мире, они тоже используют канцелярит, оказывая большое влияние на распространение, как сказал автор, «постылых штампов».
Рекомендация: всегда смотрите, как слова пишутся в исходном тексте. Слово канцелярит – это общепринятый термин. Вы же не пишете слово суффикс в кавычках? Кавычки – это знак пунктуации, как и другие знаки препинания, они ставятся по правилам.

Ошибка: Исходя из этого, можно прийти к мысли, что подобные фразы засоряют наш язык, делая трудным для восприятия и понимания.
Правильно: Исходя из этого можно прийти к мысли, что подобные фразы засоряют наш язык, делая трудным для восприятия и понимания.

2 ошибки: Также стоит заметить, какую немалозначимую роль в данной проблеме играют такие источники информации как: радио, телевидение, интернет, печатные издания.
Правильно: Также стоит заметить, какую немалозначимую роль в данной проблеме играют такие источники информации, как радио, телевидение, интернет, печатные издания. 

Всего: 5 пунктуационных ошибок (повторяющиеся ошибки считаются за 1 ошибку)

 

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм. 

Всего:  нарушений языковых норм нет

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Нарушений нет, однако некоторые рекомендации по речевому оформлению работы я бы дала.

1) Перед нами текст Н. Галь, в котором автор затрагивает проблему влияния канцелярита на чистоту нашей речи.

Думается, что глагол затрагивать  не самый удачный для экзаменационной работы. Затрагивать - упомянуть, сказать о чем-либо мимоходом... Получается, что это не главная, а второстепенная проблема для данного текста. Это не соответствуем действительности.

2)... в банальной ситуации в общении с дочерью... 

Лучше: ...в банальной ситуации общения с дочерью... Или даже так: ... в привычной ситуации общения с дочерью...

Всего:  нарушений речевых норм нет

 

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

 

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий К2 толковый и полный. Но автор сочинения неоднократно использует в своей работе один приём: он делает ссылки на конкретное предложение из исходного текста. Я не знаю, чем это вызвано: желанием быть убедительным, доказательным либо рекомендацией учителя (репетитора). Возможно, автора был сбит с толку формулировкой задания В8? Но нужно понимать, что формулировки В8 – это искусственные построения, служащие сугубо утилитарной цели: настоящие текстологические работы так не пишутся. Я данный тактический ход категорически не одобряю.

С1 - это сочинение. Иногда С1 называют эссе. Значит, лучше соблюдать законы жанра. Ссылки на номера предложений нарушают целостность работы. Вы цепляетесь за возможность опереться на текст такого рода ссылкой, но выходит, что формулировки от этого страдают. См. также К3.

Вот фрагмент сочинения:  
"Мою мысль доказывает второе предложение, в котором отец, казалось, в банальной ситуации в общении с дочерью произносит фразу: «Поставь в известность меня или маму». Также можно заметить как автор, высмеивая цитату из статьи из пятого предложения, показывает, насколько порой непонятным и комичным для обычных людей может показаться этот самый» канцелярит».

Комментарий проблемы должен быть очень чётким, должен раскрывать её суть. Доказательств здесь не требуется.

 

 

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора  исходного текста вообще не сформулирована. Вместо этого дана ссылка на то предложение в тексте, где она выражена. А задача в другом: требуется, чтобы экзаменуемый сам сформулировал позицию автора. За ссылку на предложение никто 1 балла не поставит. 

 

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Автор сочинения ясно выразил свою позицию по обсуждаемой проблеме и привёл два аргумента, но оба из собственного опыта и общественной практики. При отсутствии аргумента из литературы или публицистики 3 балла за К4 не поставят.

Здесь, к примеру, можно было бы использовать общеизвестное стихотворение в прозе И.С. Тургенева о русском языке.

 

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

 

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Фактологическая точность соблюдена.

 

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Удачно выстроенная работа: смысловая целостность выдержана, изложение логично, сочинение написано связно и последовательно. 

 

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

Мысли формулируются точно и ясно, работа написана хорошим, грамотным языком.