В. И. Аннушкин: «Человек — создание словесное»

Знакомьтесь: Владимир Иванович Аннушкин, д.ф.н., профессор

Интересы

русская словесность от древнерусской до наших дней,
риторика: её история и современность,
межкультурные коммуникации,
музыка, вокал

Занятия

научные исследования, преподавание,
заведование кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина,
руководство Российской ассоциацией исследователей, преподавателей и учителей риторики 

Автор книг

" Риторика: Учебник. Хрестоматия" (1994), "Риторика и дипломатия" (1997), "История русской риторики. Хрестоматия" (1998, 2002), "Первая русская "Риторика" XVIII века (1999), "Русская риторика: исторический аспект" (2003), "Риторика. Вводный курс" (2005, 2006, 2008), "Политическая риторика" (2007), "Риторика. Экспресс-курс" (2006, 2008), "Язык и жизнь" (2010), "Риторика. 10 – 11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений" (2012)

 

Наталья Кутырева:
Владимир Иванович, наши гости уже знают, что вы учёный, доктор филологических наук, профессор...  Как можно просто и всеобъемлюще определить, чем вы занимаетесь?

В. И. Аннушкин:
Всю жизнь, начиная со университетской скамьи, я изучаю Язык — Речь — Слово. И больше 40 лет преподаю Язык — Речь — Слово в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина.

 
В. И. Аннушкин на своей кафедре в Государственном институте русского языка 
им. А. С. Пушкина

Вы председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Автор  трудов по риторике. А что это такое? Почему вы выбрали для себя именно это направление?

Риторика — наука и искусство убедительной и эффективной речи.

Культура — то ценное, что мы берём из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять; и они не только в материи (материальная культура) или духе (духовная культура): они реально выражены в языке, текстах, словах. Язык — инструмент культуры, а риторика обучает практически пользоваться языком, учит думать, выражать свои мысль в слове, формирует и воспитывает личность.

Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре. Общественное понимание этого простого постулата в нашем обществе пока отсутствует.


Тема воспитания интересна для наших гостей. Не могли бы вы остановиться на ней подробнее?

Это важный вопрос. Знаете, каков язык, таков и человек. Родители должны осознать, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Человек — создание словесное.

Если угодно, риторика — учение о речевом воспитании личности. Воспитать человека — это значит воспитать его речь, научить общаться, выражать мысли и чувства, взаимодействовать с окружающими с помощью речи. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности, её мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности защищать свои взгляды словом.


Вопрос с форума:
Есть ли у вас какие-нибудь пожелания и рекомендации по риторической грамотности для более раннего возраста, а не только для старшеклассников?

Говорить, достигая поставленной цели, дети должны уже и в средней, и даже в начальной школе. Существуют школы, курсы и тренинги для взрослых, которые не могут заставить  себя заговорить с другим человеком, кем бы он ни был — от особи противоположного пола до собственного начальника. Это обучение платное и очень востребованное. Может быть, надо начинать учить детей уже в младшей школе?

Вы правы. У нас в стране есть специалисты, занимающиеся этой проблематикой. Я говорю о школьно-педагогическом направлении в современной российской риторике, например, о группе ученых, работающих на кафедре риторики и культуры Московского государственного педагогического университета под руководством профессора Т. А. Ладыженской.  Благодаря усилиям учёных и педагогов этого направления риторика была восстановлена и развита как школьная дисциплина. Основная заслуга этого коллектива — создание учебников для 1 – 11-х классов.
Другой комплекс учебников подготовлен Воронежской школой риторики, коллективом авторов под руководством  И. А. Стернина. Созданы книги  «Культура общения» для  учащихся 1 – 11-х классов. Дело за эффективным использованием этого опыта нашей школой.

 
Эти книги Владимир Иванович подарил нашему сайту

Вопрос с форума:
Каждый человек должен уметь выслушать другого, в том числе и ребёнка, и выслушать доброжелательно. Но некоторые считают, что они никому ничего не должны. А говорить приходится и с ними — с теми, кто нам хамит, кто не желает отвечать на наши вопросы, просто не замечая нас, кто пытается нас сбить с толку или «поставить на место». Для разговора с такими людьми приходится не только преодолевать их сопротивление, но и
 нежелание общаться с хамом. И мне кажется, что здесь может помочь не только психологическая, но и риторическая подготовленность. Так ли это?

Конечно, так! Причём именно риторическая подготовленность помогает людям преодолевать психологические проблемы, а не наоборот. Если человек понимает, как строится речевая коммуникация, он уже защищён: встреча с хамом не будет для него столь болезненной. Риторическая подготовленность в этом отношении как спасательный круг в бушующем житейском море.

 

Многие люди  думают: «Зачем обычному человеку хорошая грамотная речь? Неправильно  и косноязычно говорят иногда и успешные публичные люди, бизнесмены, политики…

О, на поверку всё не так просто… При внешнем косноязычии подобные персонажи бывают хорошими слушателями, говорят мало, но часто претендуют на афористичность. Они всем обликом утверждают свой речемыслительный стиль. Они всегда соответствуют духу и вкусам времени, и в этом смысле «ритор» Черномырдин, к примеру, — человек  своей эпохи. Образ афористичного оратора создается людьми не случайно, это умелое использование возможностей языка. Другое дело, что у потомков все-таки скорее всего останется в памяти не столько образ  дельного премьер-министра, сколько образ косноязычного говоруна. В этом плане судить о том, что успешно, а что нет, позволяет только время…

А вообще, если человек никогда не задавался вопросом о важности «хорошего языка», то я смело могу предположить, что он неудачлив или несчастен, и, наверное, имеет множество проблем как в личной, так и в профессиональной сфере. Можно прожить жизнь, ни о чём не задумываясь, в том числе о языке и своих словах, хотя представить такого человека довольно трудно, а можно жить напряженно, ответственно, наполнено и думать вслед за Декартом: «Я мыслю, следовательно, я существую».  Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь была счастливой, ты должен иметь чистые светлые мысли и уметь их выразить на хорошем честном и убедительном языке.

 

А что считать счастливой жизнью?

Да, это непростой вопрос, философский, но филология и риторика никогда не существовали отдельно от философии. Чтобы стать красноречивым, надо быть философски образованным человеком. Основатель теоретической риторики Марк Фабий Квинтилиан писал: «Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком». Так что хорошая речь основывается на этике, нравственности и философии как жизненной позиции человека.

Понимаете, кто-то думает, что счастье – это богатство. Но само по себе богатство не даёт человеку сердечного успокоения, счастливого состояния духа, если он не умеет своим богатством распорядиться. Богатство даётся человеку не только для расширения его физических возможностей. Оно  должно обеспечить комфортное духовное и душевное существование, а язык позволяет это существование организовать. Если я имею богатство, но при этом плохо общаюсь со своими ближними, оскорбительно обращаюсь с моими подчинёнными, то я постепенно свою жизнь превращаю в ад. Каков язык, такова и жизнь. Язык — отражение нашего сердечного состояния.

 

Но кому-то наверняка кажется, что всё, скорее, наоборот: какова жизнь, таков и язык. Если жизнь изменится, то изменится и человек, и его речь. Вы не согласны? Это неправильно?

Не вполне правильно. Не обстоятельства должны нас формировать — человек может оказаться в любых обстоятельствах и не потерять себя. Наш внутренний дух, настрой, помыслы и замыслы должны быть чисты и надёжны, должны претворяться в светлые мысли, действенную и влиятельную речь, а речь будет влиять на действительность, формировать её.  Вспомните пример конфликтной ситуации, неважно даже какой: дома или на работе.  Человек, чтобы выйти из неё, решается сделать шаг навстречу первым. О чём он думает? О том, с какими словами обратиться к людям, чтобы мир был восстановлен. И эти слова нужны: они способны изменить неблагоприятную реальность. Нужно воспитывать себя, контролировать свои мысли и сердечное состояние, следить за речью, и тогда внутреннее состояние человека  проявится в речи, и речью будут преображаться окружающие обстоятельства и люди.

 
В стенах родного института. Разговор продолжается

Жизнь меняется. Огромное влияние на общество оказывает Интернет, в котором  свой жаргон, «олбанский» язык, свои речевые пристрастия.  Что вы об этом думаете?

Мы все убеждены, что интернет портит русскую речь. Во многом это справедливое замечание. Но я убеждён: попытки писать и говорить по-новому, создавать свой жаргон (язык данного сообщества), свои правила общения, не могут не предприниматься. Это нормально для нового вида коммуникации. Человеку важно демонстрировать причастность к новой субкультуре, и он хочет выражать себя в оригинальной форме, принятой в данном сообществе. Пушкин тоже позволял себе бросить: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Но, конечно, ошибка ошибке — рознь.

Вот пример: когда я знаю, что меня поймут, то есть в определенных сообществах,  я специально играю словами, придумываю какие-то обороты, новые слова, искажаю обычные слова, пишу или говорю их с ошибками. Все это формы игры со словом.  В эсэмэсках жене, дочерям, желая разнообразить общение…  А почему нет? Кстати, пользование так называемым олбанским языком предполагает грамотность, уверенное знание сильных и слабых позиций гласных и согласных в слове. Это тоже  грамотность, но наоборот. Неграмотные люди используют олбанский язык неграмотно. Любая игра со словом возможна, только если ты знаешь правильный вариант. Значит, принцип тот же: эффективен и убедителен тот, кто умеет пользоваться речью, как бы она ни трансформировалась и какие бы формы ни принимала.

 

А как вы относитесь к речи нецензурной?

Хотите спросить, знаю ли я нецензурные слова? Конечно. Ведь это тоже проявление жизни языка. Но, что касается нецензурных выражений, то культурная традиция выработала принцип:  знай, но не употребляй! Есть очень много замечательных людей, настоящих русских интеллигентов, прекрасных учёных, людей музыкального труда, художников, которые хорошо знали такие слова, но сами не употребляли их. А если употребляли, то в такой «критической ситуации», когда это слово или выражение было уместно и било в цель.  Как у Толстого в «Войне и мире»:  один раз во всём романе употреблено такое слово в заключение речи Кутузова.
А бытующее утверждение, что все русские писатели матерились, не более чем подтасовка фактов. Порой приходится сталкиваться с тем, что сквернословие оправдывают как искусство речи…  Но человек, сквернословя, не замечает, как матерный язык становится у него языком бытового общения. А это уже очернение души, духовный мрак, пропасть, в которую человек падает, сам того не замечая.

Могу сказать, что огорчаюсь, когда, проходя мимо симпатичных  молодых людей, слышу мирно звучащее сквернословие. Я чувствую в этих людях  ограниченность и закомплексованность. Язык выражает состояние человеческого сердца. Плохим языком хорошую жизнь построить невозможно.


Вопрос с форума:
Однажды я проходила тест. Все вопросы  не помню, а вот один, типичный для этого теста, запомнила на всю жизнь: «Вам не нравится, когда при вас мучают животных?»
Помню, сидела, тупо уставившись на монитор:  «Да — Нет?» До сих пор не понимаю, почему такие вопросы ставят меня в тупик?
Кстати, тупой меня никто никогда не считал, а по результатам этого теста — отвечать нужно было на время — я получила заключение:  «сниженная интеллектуальная реакция».

Такова наша языковая реальность: вопросы могут формулироваться и прямо в лоб: «Вам нравится, когда  мучают животных?» и мягче: с не, они, кстати, выражают долю предположения. И ответ на них может быть и «да, не нравится», и «нет, не нравится». Поэтому ответы с однозначным тестовым «да» или «нет» для них не подходят.  Мы видим, что  тестирование проводилось риторически некорректно. И результат такого рода некорректностей обычен: недостоверные данные обследования, нанесённая человеку обида, которая запомнилась на долгие годы... И человеку, и обществу в целом  риторические ошибки могут нанести большой вред. Риторика — это мощный инструмент.

Надо понимать, что Слово — повсюду, и в этом смысле вся наша жизнь — «сплошная риторика». Готовится президентская гонка — это политическая риторика. Проводится деловое совещание или составляются деловые документы — это деловая риторика. Домашняя жизнь людей  — это риторика домашнего диалога…  Реклама, связи с общественностью, СМИ — это всё риторика.

«Языком — что рычагом»,  а будет ли наша жизнь наполнена ложным краснобайством или умением создать жизнь добрыми, умными, надёжными словами, зависит от каждого из нас.

Вопрос с форума:
Меня, учителя, бывает, спрашивают, не сожалею ли я о том, что выбрал такую специальность, не надоело ли мне заниматься филологией, не хочется ли мне чего-либо более жизненного и конкретного. Интересно, а как бы вы ответили на такой вопрос?

Осознание глубины и важности нашего предмета с годами только растёт. Сначала ты выбираешь филологический факультет, потому что любишь русскую поэзию, а потом по мере узнавания предмет твоей любви разрастается. Чтобы любить, надо знать.

Знаете, Иван Ильин, оторванный от России, писал: И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия". Вы представьте себе: вся Россия — в её языке!

Язык — Речь — Слово не абстракция. Это, если угодно, важнейшая часть нашей с вами жизни во всех её проявлениях и нюансах. Но не все об этом знают...

 

Внимание:

Новая информация!

Каждый может продолжить заочное общение с профессором В. И. Аннушкиным. На телеканале «Культура» началось интеллектуальное реалити-шоу «Живое слово».
Наш гость — ведущий новой программы.

 

Отзыв Марины Смусиной о новом проекте телеканала «Культура».