История Романа


Мама Романа обратилась ко мне через знакомых. Ромка учился в математической школе в 8-м классе. По русскому ему грозила двойка в четверти. А с двойкой в четверти не аттестуют за год и в престижной столичной школе держать не станут. Мама в отчаянии бросилась к учителям: к физику, к математику. Те подтвердили: да, ситуация серьёзная. В школе новый директор, как это часто бывало в советское время, –  учитель истории. Времена, когда на пары по всем предметам, кроме физики и математики, закрывали глаза, прошли. Срочно ищите репетитора!

Маме Романа не хотелось обращаться к учительнице по русскому языку: ведь они с Ромкой невзлюбили друг друга с самого начала, и со временем их отношения только усложнялись. Роман все время повторял: «Я ее не перевариваю». Мама понимала, что это не метафора, а суровая правда жизни. Достаточно было видеть, как сын собирается в школу в те дни, когда в расписании стояли уроки русского языка. Куда бросаться? Где искать репетитора? Что может сделать репетитор за два месяца до конца учебного года?

В таких случаях часто помогают другие мамы. Мамы - огромная сила, особенно если у них общие цели. В качестве репетитора для Ромки порекомендовали меня. Итак, расстановка сил: Ромка и я. Восьмиклассник, которого собираются выгнать из школы из-за русского языка, и я, тогда еще аспирантка филологического факультета МГУ. Опыта педагогического никакого, но желание помочь – огромное. Начали с самых азов, с самого легкого. И… дело пошло, да как еще пошло! Голова Романа работала как отличная компьютерная программа. Математик! Способности воспринимать информацию феноменальные! Такого ученика у меня больше не было никогда. Самое поразительное, что и он научил меня многому. Например, благодаря Роману я осознала, что информацию нужно структурировать не только, когда учишься сам, но и когда учишь других. Двух месяцев хватило, чтобы наши довольно интенсивные занятия принесли свои плоды. В итоговой контрольной работе, состоящей в те времена из диктанта и разборов, Рома не сделал ни одной(!) ошибки. Учительница, вопреки голосу разума, поставила за работу четверку. И прокомментировала: "Я не знаю, в чем дело, но ты не мог написать эту работу сам! Ясно, что списал".

У кого?! Среди ее учеников не было ни одного, кроме Романа, кто написал эту городскую контрольную без единой ошибки. Экзамен по русскому языку тоже был сдан прекрасно. Комиссия оценила знания Романа по справедливости.  

История закончилась счастливо. На следующий год учительница в классе сменилась. Проблем у Ромки больше не было, в том смысле что русский язык уже не портил ему жизнь. На прощание Роман сказал мне: "Спасибо вам! Знаете, я сначала понял, что разборы – это те же задачки, которые легко решаются, а потом я увидел, что русский – это даже интересно, хотя, конечно, не так интересно, как математика".