А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические
Как готовиться к заданиям А1-А6?
Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.
А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.
Внимание:
в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.
Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:
- внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,
- сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.
А1 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- кухОнный
- докУмент
- обОстришь
- тОрты
-
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- красИвее
- Агент
- нАчав
- тортЫ
-
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- донельзЯ
- взЯла
- граждАнство
- нАверх
Правильные ответы:
- тОрты
- красИвее
- граждАнство
Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно. См. А1. Ударение.
А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.
Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:
- внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
- сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.
А2 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
- Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
- Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
- Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
- ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
-
В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?
- Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
- В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
- В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
- В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
-
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
- Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
- ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
- Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Правильные ответы:
- ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
- В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
- Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами. См. А2. Употребление слов-паронимов.
А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:
- внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
- сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.
А3 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- более пятиста человек
- инженеры
- наисложнейший
- в день именин
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- в шкафу
- пять полотенец
- шестисот семи человек
- ихние дела
-
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- лягте (на пол)
- их работа
- горячие супы
- шестистами учениками
Правильные ответы:
- более пятиста человек
- ихние дела
- шестистами учениками
КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи. Для того чтобы научиться видеть ошибки и самим не повторять их, см. А3. Образование форм слова.
А4 – задание на выбор грамматически правильного предложения – включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.
Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:
- внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
- сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.
А4 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая против отдельных положений доклада, ...
- началась дискуссия.
- большую роль играет культура спора.
- присутствующие в целом согласились с докладчиком.
- выступление в целом произвело хорошее впечатление.
-
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...
- учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
- была выявлена интересная закономерность развития языка.
- подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
- для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
-
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...
- в аудитории началась дискуссия.
- у меня возник интерес к этой проблеме.
- требуются конкретные примеры.
- мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Правильные ответы:
- присутствующие в целом согласились с докладчиком.
- учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
- мы имели в виду главным образом его словарный запас.
См. А4. Какими бывают предложения с деепричастным оборотом.
А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5, нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.
А5 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
- М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
- Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
Правильные ответы:
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.
В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их, см. А5. Синтаксические нормы.
А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).
А6 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
- В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
- Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
- Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
-
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
- Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
- Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
- Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
-
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
- Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
- В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
- Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
Правильные ответы:
- Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
- Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
- Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
Придаточное предложение не может быть заменено на придаточный оборот:
Если в главной части есть любые формы указательного местоимения тот |
Ее лицо не выражало той нежности, которая была свойственна матери. |
Если союзное слово который употреблено в косвенном падеже |
1) Скандал, о котором писали газеты, постепенно затих. 2) Петр Сергеевич – прекрасный учитель, мнением которого мы очень дорожим. |
Если сказуемое в придаточном определительном выражено глаголом 1) в форме будущего времени или |
1) Мы хотим пойти на концерт, который состоится в консерватории в воскресенье. 2) Для подготовки к ЕГЭ нужны материалы, которые обеспечили бы эффективный тренинг. |
Смотрите также
- Урок 1.
- Урок 6.
- Урок 2.
- Урок 8.
- Урок 1.
- Глава 2. Фонетика
- А2. Употребление слов-паронимов
- А3. Образование форм слова
- А4. Какими бывают предложения с деепричастными оборотами
- А5. Синтаксические нормы