А13-А19. Орфография

Как готовиться к заданиям А13-А19?

Задания А13–А19 проверяют грамотность. Они включают самые ошибкоопасные орфограммы. Для выполнения заданий потребуется знание правил орфографии и умение применять их на практике. Заданий шесть, но правил гораздо больше. С этой группой заданий справится далеко не каждый, поэтому в конечном счете они повышают конкурентоспособность тех, кому они по плечу. Советую уделить им достаточное внимание. Особенно если ты претендуешь на высокий тестовый балл.


ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

А13 включает примеры с написанием одной буквы н или двух букв нн в словах разных частей речи. Требуется внимательно прочитать формулировку и понять, что необходимо определить, затем в предложении рассмотреть три-четыре примера и выбрать правильный вариант ответа, представленный четырьмя вариантами наборов цифр. Будьте предельно внимательны при выборе варианта ответа. Случается, что, выполнив само задание правильно, экзаменующиеся ошибаются на этапе соотнесения результата с цифровой комбинацией. Для верного анализа самих примеров нужно знать, когда писать н-нн в суффиксах наречий, прилагательных и причастий.

А13 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н? В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

    • 1
    • 2
    • 1, 2
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн? Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером - Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.

    • 1
    • 1, 2
    • 2, 3
    • 1, 2, 3
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн? Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В.Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

    • 1, 2, 3
    • 2, 3, 4
    • 1, 3
    • 1, 2, 4

Правильные ответы:

  1. 2
  2. 1, 2
  3. 1, 2, 4

 См.: А13. Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

 

А14 – задание на определение ряда слов с проверяемой безударной гласной в корне. Задание простое. Единственное, что требуется, это помнить, что безударные гласные в корне бывают:

  • проверяемые,
  • непроверяемые,
  • чередующиеся.

А14 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    • вызв...лить, выр...стающий, предст...вительный
    • вл...стелин, пок...рать, укр...титель
    • пок...ряющий, з...ря, провозгл...шать
    • упл...тняя (бетон), к...саться, к...мпаньон
  2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    • прогр...ссивный, с...нкционировать, возр...ст
    • в...рховье, разв...твление, ш...птаться
    • отб...рает, орнам...нт, прогр...ммировать
    • осл...плённый, к...снулся, сув...ренитет

Правильные ответы:

  1. вл...стелин, пок...рать, укр...титель
  2. в...рховье, разв...твление, ш...птаться

Обратите внимание: в демоверсиях 2010 и 2011 одно и то же задание.
Для желающих соответствующие правила можно найти в А14. Слова с безударной гласной в корне.

А15 – задание на определение ряда слов с одной и той же пропущенной буквой. Простое задание, включающее слова на проверку знания нескольких правил, которые учат писать гласные и согласные в различных приставках, а также орфограммы на стыке приставки и корня: ы-и после приставок на согласный и разделительный ъ. Ничего сложного. Нужно только вспомнить соответствующие правила.

А15 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    • пред...явитель, неот...емлемый, трёх...язычный
    • под...брать, запр...кинуть, поз...вчерашний
    • пр...уныл, пр...образовался, гостепр...имный
    • бе...характерный, ра...кидать, ра...росшийся
  2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    • по...кладка, о...бойный, на...строчный
    • пр...встать, пр...клеить, пр...школьный
    • на...граться, сверх...нвестиции, из...скать
    • бар...ерный, с...язвить, обез...яна

Правильные ответы:

  1. пред...явитель, неот...емлемый, трёх...язычный
  2. пр...встать, пр...клеить, пр...школьный

Обратите внимание: в демоверсиях 2010 и 2011 одно и то же задание.
Все правила см. в А15. Правописание приставок, ы-и после приставок на согласный.

 

А16 – задание на определение двух слов, пишущихся с одной и той же буквой. При внешней простоте задание требует знания правил, внимания, умения мыслить логично, понимания, что от чего зависит. Значит, простота этого задания кажущаяся. Не обманись!

Для того чтобы всё сделать правильно, нужно уметь определять спряжение глаголов, выделять окончания и суффиксы, не путая их друг с другом, и знать:

  • личные окончания глаголов, включая глаголы-исключения и разноспрягаемые глаголы,
  • суффиксы причастий.
    Необходимо понимать, что выбор гласной в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени зависит от разных обстоятельств и определяется с помощью разных логических ходов.

А16 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

    • догон...шь, озадач...вший
    • разбуд...шь, омываемый
    • беспоко...шься, подстрел...нный
    • шепч...шься, расчист...вший
  2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

    • дыш...шь, обид...вший
    • эконом...шь, замасл...нный
    • дремл...шь, приемл...мый
    • реж...шь, прикле...вший
  3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

    • произнос...шь, преобразу...мый
    • относ...шься, распущ...нный
    • засмотр...шься, замет...вший
    • перекин...шь, сломл...нный

Правильные ответы:

  1. догон...шь, озадач...вший
  2. дремл...шь, приемл...мый
  3. засмотр...шься, замет...вший

Советую обратиться к статье А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий.

А17 - задание требует знания суффиксов разных частей речи. Нужно проанализировать четыре слова и определить, какой вариант ответа в виде комбинации букв соответствует формулировке задания. Будьте внимательны: в разных вариантах КИМов требуется указать слова с разными буквами. Не ошибитесь при соотнесении ваших ответов с вариантами комбинаций букв.

А17 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е? А. претерп...вать, Б. привередл...вый, В. алюмини...вый, Г. успока...ваться

    • А, Б, Г
    • А, Б, В
    • В, Г
    • А, В
  2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и? А. фасол...вый, Б. отрасл...вой, В. настойч...вость, Г. догадл...вый

    • А, Б
    • А, Б, В
    • А, В, Г
    • В, Г
  3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е? А. никел...вый, Б. достра...вать, В. приветл...во, Г. оскуд...вать

    • А, Б, Г
    • А, Б, В
    • В, Г
    • А, Г

Правильные ответы:

  1. А, В
  2. В, Г
  3. А, Г

Суффиксы разных частей речи поможет вспомнить статья А17. Правописание суффиксов различных частей речи.

 

А18 проверяет знание правописания частиц со словами разных частей речи: не-ни, слитно–раздельно. Требуется проанализировать слова с не-ни в составе предложения, определить, какая из частиц в них использована и каково её написание: слитное или раздельное. Будь внимательнее к формулировке задания: нужно определить слова с раздельным написанием не, со слитным, найти все случаи с ни и с не. Не ошибись при соотнесении своего заключения с вариантами комбинаций цифр.

А18 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012 

  1. В каком предложении не со словом пишется слитно?

    • Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
    • В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
    • Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
    • Трава, еще (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
  2. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

    • Эпитет - образное, (не)обычное определение.
    • Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
    • (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
    • (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.
  3. В каком предложении не (ни) со словом пишется раздельно?

    • Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
    • Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сора метров.
    • (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
    • Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

Правильные ответы:

  1. Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
  2. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
  3. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сора метров.

Некоторые предложения в демоверсиях разных лет совпадают.
Вспомнить нужные правила поможет статья: А18. Правописание не-ни.

 

А19 требует знания слитного, дефисного или раздельного написания слов и практического умения различать омонимичные формы разных частей речи. Зачем? Для определения того, что как пишется. В четырёх предложениях дано по два слова для анализа. Необходимо определить, в каком из предложений оба этих слова пишутся слитно или раздельно. Списки ошибкоопасных слов нужно знать. И не путать слова разных частей речи, пишущиеся по-разному.

А19 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    • Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
    • Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
    • Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работвать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
    • (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
  2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    • Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
    • Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
    • (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
    • Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.
  3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    • (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
    • Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
    • Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
    • ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

Правильные ответы:

  1. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
  2. (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
  3. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Для подготовки см.: А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

 

Смотрите также