«ЕГЭ-навигатор» — эффективная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

А9 - А11. Работа с текстом №1. Задания, требующие знаний

А9-А11  строятся на языковом материале текстов, но в отличие от А7, А8 и А12 эти КИМы требуют знания различных разделов теории школьного курса русского языка. Принципиально, что для выполнения всех этих заданий нужно одно: понимать, что означает лингвистический термин, и уметь соотносить термин с языковым явлением. Этому и нужно научиться.

ЕГЭ-навигатор. Новейший самый полный интерактивный курс e-learning

 

Образцы текстов  

2010. Текст 

 (1)... (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Вся числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

2011. Текст

 (1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

2012. Текст

(1)... (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)... промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвиморсть от огня противника.

 

А9

Для А9 необходимо понимать термин грамматическая основа предложения. Но этого мало. Русские предложения имеют разные структуры. Главные члены в них могут быть выражены по-разному. Чтобы не сделать ошибку, нужно знать все типичные случаи выражения подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях и главного члена в односоставных предложениях. Подробно о грамматической основе см. А9. Грамматическая основа предложения.

Не перепутай: ниже последовательно даются КИМы А9 по текстам из демоверсий 2010, 2011 и 2012 годов. Выполняя задания, вернись к текстам, представленным выше.

А9 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012 

  1. Какие слова являются грамматической основой во втором предложении текста?

    • информация для обработки
    • информация должна
    • информация должна быть преобразована
    • информация преобразована
  2. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

    • понимается (предложение 5)
    • фрагменты должны войти (предложение 2)
    • их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
    • исключение является (предложение 6)
  3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    • стали машины (предложение 5)
    • корабли в упор палили (предложение 2)
    • вывести из строя (предложение 3)
    • матросы старались завладеть (предложение 4)

Правильные ответы:

  1. информация должна быть преобразована
  2. фрагменты должны войти (предложение 2)
  3. вывести из строя (предложение 3)

А10

Для А10 требуется  выбрать правильную характеристику предложения. Для этого нужно уметь различать сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения, а также не смешивать их с простыми предложениями с осложнённой структурой. Как не ошибиться?

Это несложно: определи количество грамматических основ, это поможет разграничить простые и сложные предложения. Затем, если предложения сложные, определи тип связи: союзная или бессоюзная. Если простые предложения в составе сложного связаны посредством союзов, то нужно определить характер связи, которая может быть сочинительной и подчинительной. 

Подробнее об этом см. А 10. Как не ошибиться в синтаксической характеристике предложения.

Образцы из КИМов 

Не перепутай:  ниже последовательно даются КИМы А10 по текстам из демоверсии 2010, 2011 и 2012 годов. Выполняя задания, вернись к текстам, представленным выше.

А10 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

    • сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
    • сложносочинённое
    • сложное бессоюзное
    • сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
  2. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

    • сложное бессоюзное
    • сложносочинённое
    • сложноподчинённое
    • простое осложнённое
  3. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

    • сложное бессоюзное
    • сложноподчинённое
    • простое с однородными членами
    • сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

Правильные ответы:

  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
  2. простое осложнённое
  3. сложноподчинённое

 

А11

А11 предполагает выбор правильной морфологической характеристики слова. Угадать её, скорее всего, не удастся. И ни в коем случае не старайся определить правильный ответ по одному слову, вырванному из контекста. Запомни: все морфологические характеристики могут определяться только при условии, что слово для анализа дано в контексте предложения. Поэтому, выполняя задание А11, обязательно перечитай нужный фрагмент текста.

В некоторых вариантах КИМов задание формулируется по-другому: в них определено, что, какое именно слово и в какой форме, нужно найти в тексте. Ответ указывается в виде номера предложения.

Рекомендую вспомнить соответствующие темы раздела Морфология. См. Как устроен наш язык. Нужно уметь безошибочно определять части речи и их формы. Эти же знания и умения будут нужны для выполнения заданий части "В".

Образцы из КИМов 

Не перепутай:  ниже последовательно даются КИМы А11 по текстам из демоверсии 2010, 2011 и 2012 годов. Выполняя задания, вернись к текстам, представленным выше. 

А11 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго предложения текста.

    • действительное причастие
    • страдательное причастие
    • краткое прилагательное
    • деепричастие совершенного вида
  2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО из второго предложения текста.

    • частица
    • местоимение
    • союз
    • наречие
  3. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

    • 5
    • 2
    • 6
    • 4

Правильные ответы:

  1. страдательное причастие
  2. союз
  3. 2