Не прячьте ваши денежки

30 августа 2013

Десятая интерлюдия-практикум 

Учимся смотреть на монетки

Когда ко мне приходят друзья, чаепитие начинается с очень странного ритуала. Гости выворачивают наизнанку свои кошельки и карманы, опорожняя на стол груды мелочи, которая к этому моменту скапливается у них.

На зрелище друзья взирают с понимающей снисходительностью: мол, каждый по-своему с ума сходит. И чего он в ней роется — в этой требухе? Разменная ходячка как разменная ходячка.

Тем не менее время от времени я истошно вскрикиваю: «Оу-йес!» и тащу какую-нибудь пятидесятикопеечную сначала поближе к освещению, а потом, словно рак в нору, в свои закрома, где она, собственно, и исчезает навсегда. Царь Кощей над златом, короче говоря.

Если кого интересует, что же может быть такого в разновидностях монет, то тут милости просим на десятки нумизматических форумов, где всё описано в деталях и подробностях. Поверьте, в ваших кошельках попадаются монеты, цена которых может быть раз в 500 выше номинала.

Но сегодня не об этом. Мы всё так же продолжаем говорить о символьном толковании окружающего мира, о механизмах заострения внимания на знаках. В последней интерлюдии мы поучимся смотреть на коды, которые щедро и звонко разлиты по нашим карманам.

Итак. Монетки.

Монета – среди важнейших, если вообще не первый способ «пропаганды», если хотите. Размещение герба, девиза, портрета правителя – это постоянное напоминание «населению» о том, кто в доме хозяин. Это постоянное циркулирование, постоянная передача своеобразной «листовки» из рук в руки.

Не могу не вспомнить бесподобные миниатюры Тимура Бекмамбетова «Всемирная история – Банк Империал». Они уже давно стали классикой короткометражки. «Вот, возьмите, здесь я выгляжу гораздо лучше», – говорит Наполеон, подавая пожилой женщине монету со своим портретом.

Чем хозяин честолюбивее, тем более изощрённые денежные знаки появляются. Тем более глубоким представляется и символизм на них.

  1. Металл. Материал, из которого изготовлена монета, даёт возможность очень во многом охарактеризовать государство, которое чеканило монеты или пользовалось ими. Во-первых, цена на металлы колебалась даже в хронологических пределах существования одного и того же государства. Во-вторых, географическое понимание ценности металла не всегда было одинаковым. Пожалуй, только золото и серебро более или менее равнозначно функционировали в разные эпохи.

    Эти два аспекта непременно нужно учесть до того, как продолжить «историческое чтение» документа под названием «монета». Это даст возможность оценить, насколько крепко государство стояло на ногах, насколько неизменной была экономика. В давние времена именно уменьшение веса при чеканке свидетельствовало о кризисных явлениях.

    В-третьих, не всякий металл был доступен в те или иные эпохи. Явно более поздним станет чеканка из медно-никелевого сплава и платины. А чеканка монет из очень быстро окисляющегося цинка (Швеция Второй мировой) говорит о катастрофическом положении экономики. Монеты эти, кстати, сохраняются очень плохо.
  2. Гурт. Его ещё в обиходе его называют «ребро». Гладкий гурт говорил не только о том, что не было возможности защитить монету от подделки на более раннем этапе (гуртование появилось только в XVI веке), но также и о дешевизне самой монеты. Посмотрите в свой кошелёк. Десятикопеечные до 2006 имеют насечки. И эти монеты не притягиваются магнитом. Во второй половине 2006 тот же номинал стал притягиваться магнитом, и исчезли рубцы. Это было прямым признанием в том, что деньги подешевели и подешевели серьёзно.

    С символической же точки зрения будет интересно оформление гурта. Посмотрите внимательно, есть ли какие-то особые способы расположения насечек? Если это не неточности при нарезке штемпелей (что было возможно примерно до 1850-го), то может ли это нести какой-то смысл?

    Обратите внимание на то, что, например, монеты евро не имеют одинаковых гуртов. Все номиналы имеют своё оформление ребра. Это в частности позволяет слабовидящим определять номинал на ощупь.

    Наиболее интересны с семиотической точки зрения узорчатый гурт и гурт с надписью. Посмотрите внимательно, как реализуемые узоры перекликаются с доминирующей в ту пору идеологией/религиозной установкой? Что в виде надписи нанесено на гурт? Почему именно это? Какие исторические события страны перекликаются с годом чеканки монеты?
  3. Аверс и реверс. Орёл и решка. Это не парные тождества и не синонимы. Сложностей в определении лицевой и оборотной сторон немало. Аверс (лицевая сторона) – это традиционно сторона с гербом, названием страны, года, банка-эмитента. Реверс (оборотная) – это собственно номинал.

    Давайте посмотрим на все детали, которые могут немало сказать об исторической эпохе. 

    • Кто изображён на монете? Каков его титул? Что это говорит о политическом устройстве в стране? В чём может быть отличие ментальности, скажем, тех же итальянцев и голландцев, которые в современной евромонетной системе соответственно помещают на двухъевровик Данте и собственного действующего монарха? Говорит ли это как-то о традициях? Каким изображён монарх? По-гречески опоэтизированным? По-римски прямолинейно правдивым?
    • Если перед вами памятная монета, то кто изображён? Аллегорические фигуры (скажем, дети на монетах «Всемирный год защиты детей») или реальное изображение? Если да, то что мы о нём/ней/них знаем? Почему он/она/они удостаиваются монетного изображения? О чём можно судить, если страна изображает на своей монете иностранного деятеля?
    • На памятной монете есть ли какие-то дополнительные изображения? репродукции картин? фрагменты фотографий? изображения зданий? ещё какие-то объекты искусства? Как они характеризуют главного героя монеты? В состоянии ли мы по изображению, даже не зная персоналию, определить, что именно является вкладом человека в мировое развитие?
    • Какие «регальные» элементы попадаются на монетах? Какую семантическую нагрузку несут развевающиеся ленточки, парящие короны и тому подобное?
    • Какие растительные символы встречаются? Как это соотносится с географией региона? Почему это важно настолько, чтобы стать орнаментом/символом на монете, то есть постоянным напоминанием пользователям? Какие значения несут эти символы у других народов? Может ли быть этот символ своего рода «напоминанием-противопоставлением» себя народу соседнему, с которым в тот момент обостряются отношения?
    • Какие животные встречаются в гербах? Самые частые, конечно же, это орлы и львы. Поэтому наиболее интересны не столь распространённые звери. Слоны Юго-Восточной Азии, например. Какой семиотический подтекст несут эти звери? птицы? рыбы?
    • Какие повторяющиеся орнаментальные элементы попадаются в оформлении монеты? Это могут быть точечки, зарубки, треугольнички – всё что угодно. Важно понять, почему именно этот элемент выбран в качестве репризы.
    • Какой элемент имеет единичное использование – необъяснимое на первый взгляд? Скажем, неожиданно сидящая точка недалеко от герба. Что это? Ошибка штамповки (тогда вам повезло – это очень дорогие экземпляры) или задумка дизайна?
  4. Форма монеты. Не нужно думать, что форма монеты – всегда круглая. В особенности двадцатый век начал активно играть формой, давая дополнительное поле для размышлений и интерпретаций. Разумеется, изготовление монеты в форме сердечка понесёт и соответствующие смыслы. С первого взгляда настроит на верные модели интерпретации.

    В некоторые монеты (это в особенности касается памятных и из драгоценных металлов) делаются вкрапления из драгоценных камней, других материалов и металлов. Какая идея может преследоваться художником при разработке такого дизайна?
  5. Техническая информация. Всмотритесь ещё более детально. На многих монетах стоят литеры гравёров, обозначения монетного двора и много другой казалось бы бесполезной информации. Тем не менее именно это полностью завершает образ монеты, её эпохи и исторического прочтения.

На закуску одна байка из моей жизни. Благо их у меня на все случаи хоть отбавляй.

Однажды на подмосковных посиделках у знакомых ко мне подрулила дама лет эдак пятидесяти.

— Лёшенька, вот я вижу, вы очень, очень, очень, очень эрудированный молодой человек.

Такие прелюдии мне не нравятся сразу, и я, словно пинчер по тревоге, выпрямляюсь и навостряю уши.

— Вот хочу с вами об истории поговорить.

Мои подозрения были неслучайны. Сейчас будет что-то среднее между околоисторическими форумами и книжками чёрной серии а-ля «Сто разоблачений века».

— Вот вы знаете, что историю России злостно переписали? Что на самом деле название «Россия» появилось только в середине XIX века?

— Да что вы говорите!

—Да, — оживилась дама, — до этого существовало большое государство «Татария», но Екатерина Вторая решила переписать историю, чтобы не было этого государства. Это было требованием Европы. Стереть нашу великую Татарию с лица земли.

— Как интересно! — говорю я. — А можете мне, пожалуйста, ссылочек покидать на монетки этой страны? Я бы их тоже добавил с удовольствием в коллекцию...  А то у меня не то что ни одной нет — я и фотографий таких монет не видел...

Бочком-бочком дама отодвинулась от меня и продефилировала к столу. Булькнуло красное, и она от греха подальше прильнула страстными губами к наполненному до краёв бокальчику...

 

Туда Сюда