Лень или не лень?

Лень или не лень?

Нередко от родителей можно услышать: мой – лентяй, совсем не учится, опять двойку за сочинение схватил! Подождите ругать сына, давайте разбираться. Все знают, что лень – это плохо. За лень ребят ругают родители и учителя. Из-за лени случаются всякие неприятности.  Лентяй/лентяйка, лодырь, бездельник/бездельница, ленивец/ленивица… – такие слова говорят взрослые, если дети не сделали какую-либо работу, что-то не выучили, получили плохую отметку в школе.

А что такое лень? Лень – это склонность к бездействию, праздности, тунеядству: неохота работать, отвращение от труда, от дела, от занятий. Так мы можем резюмировать определения различных толковых словарей русского языка. И еще важный момент: как в русском языке  состояние лени определяет  сам ее субъект, носитель, то есть тот самый лентяй, лодырь, ленивец? Человек скажет: мне лень. Или: мне не хочется. Или: мне неохота. Чувствуете, говорящий как бы перестает быть ответственным за свое состояние, которое овладевает им и не дает быть активным, деятельным, результативным.

Интересно, что  ребятам и в голову не придет упрекать друг друга в лени. А почему? Они что, не считают, что лень это плохо? Нет, считают. Просто ребята лучше знают и понимают друг друга. Они-то знают, насколько часто упреки в лени  на самом  деле  лишены какого бы то ни было основания.


И множество занятий, форм деятельности, способов проведения досуга и вообще времени они не оценивают как пустые, никчемные, ненужные, а, напротив, считают их интересными, достойными внимания, заслуживающими того, чтобы на них тратить время. Например, компьютерные игрушки. Для многих ребят это увлекательное занятие, занимающее настолько важное место в иерархии их интересов, что вопрос, играть или не играть, даже не стоит. Заметьте, сейчас мы не решаем, что делать, если ребенка не оторвать от игры. Это особая и очень серьезная тема. Компьютерная игра лишь пример. Для нас важно осознать, что любая игра: и компьютерная, и просто настольная, и подвижная на свежем воздухе – это деятельность. Когда человек играет, ему интересно, он находится в активном состоянии, т.е. он не ленится. Он не лежит на печи и не плюет в потолок. Напротив, человек так занят, что совершенно не замечает, как летит время. Кстати, интерес – это вообще прекрасное средство от лени. Детям никогда не бывает лень делать то, что им интересно. 

Да, досадно, что сын весь вечер играл и не выучил стихотворение. Но не называйте его за это лодырем. Он-то знает, что не лодырничал, а активно действовал, "пахал", хотя "пахал" не на том поле, на котором вы хотите получить всходы. Чувствуете, природа конфликта не в лени как таковой, а в чем-то еще.

Как мне кажется, проблема  в различиях  систем ценностей. То, что важно для взрослых, может казаться не важным для ребят, и наоборот. Да, согласится кто-то из родителей. А делать-то что?

Во-первых, думать, стараться не давать оценки происходящему сгоряча, во всем  искать причинно-следственные связи и пытаться понять другие мнения, другие точки зрения, в том числе и детские.

Во-вторых, учиться называть вещи своими, т.е. правильными, именами. Чем точнее вы будете выражать свои мысли и давать оценки, тем понятнее будет ваша позиция и вам самим, и вашим ребятам. «Вот лентяй!» – говорите вы. Но он-то знает, что он не лентяй, а просто… Продолжение может быть любым, в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочери. Просто она о чем-то забыла или что-то перепутала, он не смог сделать задание, т.к. оно оказалось не по силам или вообще не понял, что от него требуется. Конкретных вариантов множество. Запомните, дети не любят делать то, что у них не получается, чего они не понимают, к чему не умеют или не знают, как подступиться. Не стоит ждать от ребенка, что он сам будет уделять повышенное внимание трудному для него предмету, особенно если в школе его ведет нелюбимый учитель. Здоровая детская природа избегает тех видов деятельности, которые связаны с обидой, несправедливостью, унижением достоинства. Также дети не терпят размытых, неясных, непоследовательных  требований, тупых, бессмысленных, неэффективных, заданий. Согласитесь, этим они схожи с нами, взрослыми.  Давайте договоримся, у человека в любом возрасте  есть право на естественные протестные реакции. 

В-третьих, учиться слушать ребенка, потому что без этого вы вообще рискуете никогда не узнать, в чем истинная причина его неудач, в чем проблемы, которые вы бездумно называете ленью. Приглядитесь к ребенку, возможно, вы ошибочно думаете, что он ничего не делает, а он как раз очень занят, обдумывая  свои проблемы. Поверьте, так называемая лень ребенка – только сигнал общего неблагополучия, в причинах которого нужно разбираться. 

В-четвертых, мотивировать деятельность ребят. И в том случае, если ваш ребенок действительно склонен к пассивности и бездеятельности, не ругать его за это, а помочь научиться преодолевать такие настроения и психофизиологические состояния. Пробуйте разные средства: от душа до небольших энергичных прогулок быстрым шагом вокруг дома, от музыки до перемены цвета стен, от изменения режима питания и сна до переоценки всей системы взаимоотношений с ребенком.

 И, наконец, пятое: почаще вспоминайте себя ребенком.

Что же, возразит кто-то из взрослых, что же - они вообще не ленятся?

Ленятся, но гораздо реже, чем вы думаете.