История Алёнки

 Это Алёнка: рыжеватые волосы, веснушки. Учится прекрасно. Никаких забот родителям.  5-й класс окончен на пятерки. В 6-й пришлось идти в новую школу: старую закрыли. С переходом возникли первые в жизни Алёнки учебные проблемы. С русским языком. Неожиданно! С другими предметами всё было в порядке. Сначала Алёнка ничего не поняла. Была контрольная, в которой она не смогла выполнить часть заданий. Переживала, с волнением ждала, когда раздадут работы. Тройка. Первая в жизни. Дальше тройки посыпались. Родители в Алёнке души не чаяли — единственная дочка. Умница.   

— Ничего страшного, — говорят. — Учительница, наверное, построже. Это даже хорошо. Старайся!


Алёнка старалась. Постепенно отметки улучшились. В дневнике появились четверки, а потом даже пятёрки — много пятерок. Алёнка в новой школе освоилась, о тройке по русскому языку за первую четверть забыли.

Весной отцу предложили работу в другом городе. Семья переехала. В школе Алёнке нужно было пройти собеседование с учителями. Сначала она разволновалась, но потом успокоилась: все были приветливы  и доброжелательны. Воспитанная и хорошо подготовленная девочка понравилась, кто-то ее похвалил, кто-то подбодрил, кто-то пошутил: «Да ты сразу в восьмой можешь идти! Тебе в седьмом и делать нечего!» И вот встреча с учительницей по русскому языку и литературе. Несколько вопросов. Учительница листает тетрадки, принесенные Алёнкой с собой. Удивлённо поднимает брови: «Ты по какому учебнику училась? Вы что, причастия и деепричастия не изучали?»

— А что это? — растерялась Алёнка.

Из дальнейшего разговора  выяснилось, что в 5-м классе она училась по учебнику В.В. Бабайцевой, а в 6-м классе – М.Т. Барановой, Т.А Ладыженской и др. Это означало, что в 5-м классе Алёнка не изучала многие важные темы, например: Самостоятельные и служебные части речи, Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол. А это, представьте себе,  пол-учебника для 5-го класса авторов М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской...  Вот откуда были трудности Алёнки в 6-м классе! Но тогда ни сама Алёнка, ни её  учительница не догадались, в чём причина. Алёнка самостоятельно, героически осваивала программы, в которых не было преемственности. Сейчас ситуация ещё хуже: в школе, куда она пришла учиться в этом году, принят учебник М.М. Разумовской, С.И.Львова и др. То есть шестиклассники уже изучили темы: Причастие и Деепричастие, о которых Алёнка и не слышала. Нужна ли преемственность в  обучении? Выбор учебника – последствия. Девочку в школу приняли условно. Через полгода ей предстояло пройти специальное тестирование по русскому языку. Новая учительница объяснила маме, что самостоятельно ребенок со столь важным, трудным и объёмным материалом справиться не сможет. К тому же она не исключала, что в знаниях Алёнки остались пробелы — результат смены школы в первый раз. Родители  взяли репетитора. Дополнительные занятия два раза в неделю помогли скорректировать несоответствия в программах, принятых разными школами. В середине года Алёнка справилась со всеми заданиями специально для нее составленного теста, а к концу 7-го класса усвоила и весь новый материал.

Так ни в чем не повинный ребенок оказался жертвой ныне принятой образовательной политики. Ну, разные авторы учебников! И что? Если учебники изданы-переизданы, рекомендованы министерством, выбраны школой, то уж самое необходимое содержание в них должно быть?! Не тут-то было… Кому из родителей придёт в голову, что смена учебника может повлечь за собой такие  неожиданные и неприятные последствия? Кстати, различия в учебниках обнаружились не только в перечне изучаемых тем, но и в подходах к обучению, а также в интерпретации различных тонкостей, которые приобретают теперь значимость в связи с ГИА и ЕГЭ, едиными для всех ребят.

Родители Алёнки до сих пор не понимают: если есть ЕДИНЫЙ государственный экзамен, то почему нет ЕДИНОЙ государственной программы?