Зачем нужен черновик

Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: "Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки.  С черновиками пишут домашние сочинения". Задаю следующий вопрос: "А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?" Ответ: "Да ну его! Конечно, без черновика.  Лишняя писанина!"

Ребята не знают, что на самом деле черновики нужны. Они необходимы для работы со своим текстом с целью улучшить его. Правда, для того чтобы такая цель появилась, нужно понимание, что черновик - это не итоговый вариант сочинения, а только этап работы над ним.

У профессионалов, кстати, настоящая работа с текстом начинается тогда, когда первый, черновой вариант уже написан. Вы видели фотографии рукописей классиков? Обращали внимание на исправления? Держали в руках тома полных собраний сочинений известных писателей? Видели, какой объём занимают варианты? Покажите всё это детям. Объясните: редактировать свой текст - обычное дело для профессионалов, работающих со словом. 

Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить.  Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой... Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с  различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом:  "Что неудачно в работе?" естественно следует другой: "Как это можно изменить?" 

Занимается ли этим школа? Нет. Учи´теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует  старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке.  А это значит, что  многие другие важные аспекты работы упускаются.

Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель  выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат.  Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить  прогресс. 

А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.

Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.

Схема работы

1.  Содержание работы

Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.

2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения

Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?

3. Речевое оформление работы

Все ли формулировки чётко выражают мысль? Всё ли, что хотел выразить автор, понятно читающему? Все ли слова употреблены правильно? Нет ли тавтологии - повторов слов, корней? Возможно, какие-то слова лучше заменить синонимами, где-то добавить определения и обстоятельства. Иногда сложные предложения стоит разделить на простые или, напротив, простые объединить в сложные.

4. Грамотность

Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических. 

Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.