Фактор времени

Отношения людей со временем различны. Одни спокойно следуют его течению, другие вечно спешат и суетятся, а третьи плохо чувствуют его ход и в результате постоянно опаздывают. В каждом есть "внутренние часы", своё ощущение времени, зачастую не совпадающее с временем реальным. У детей тоже. Все мы живём в собственном темпе, своём индивидуальном ритме, сообразуя его с жизнью общества в целом, и особенно той частью социума, в которой мы существуем. Явные несовпадения "биологических часов" человека с общим темпом жизни приводят к конфликтным ситуациям. В них чаще попадают те люди, у которых адаптационные механизмы развиты слабее: им труднее перестраивать себя. Фактор времени может быть причиной школьных неудач ребёнка. Многие ребята находятся не в ладах со временем. Труднее всего тем, кого я про себя называю торопыгами и копушами.

1. Присмотритесь к своему ребёнку.

Кто он: торопыга или копуша? Это не научные термины, а условное обозначение двух полярных типов, чьи взаимоотношения со временем прежде всего нуждаются в коррекции.

Если ваши сын или дочь: 

  • всё делают быстро и не слишком старательно, кое-как; 
  • не склонны к кропотливому труду, требующему терпения и длительной концентрации внимания;
  • могут бросить дело на полпути, не сожалея об уже потраченном на него времени и усилиях;
  • легко и быстро делают выбор, не анализируя ситуацию всесторонне и не обдумывая возможных последствий выбора;
  • не могут долго усидеть на месте, любят движение, активность, -
    то они торопыги.  

Если они:

  • всё делают медленно и при этом часто с явно выраженным старанием;
  • с удовольствием занимаются одной и той же работой длительное время;
  • не испытывают дискомфорта при необходимости проявлять терпение и внимание;
  • долго и с трудом делают выбор, раздумывая о возможных препятствиях и негативных последствиях, часто мнимых;
  • могут подолгу заниматься одним делом на одном месте, не стремясь к движению и физической активности в перерывах, -
    то они копуши. 

Задумайтесь: у торопыг и копуш разные сильные стороны и проблемы. У них разные защитные реакции. Ни тех, ни других нельзя обижать с целью педагогического воздействия: у торопыг в ответ возможны те или иные проявления агрессии, а у копуш - уход в себя и длительное переживание обиды. Обе реакции естественны, ни одна из них не является позитивной и конструктивной. 

На уроке торопыги схватывают материал быстрее, но могут не понять что-то до конца. Учитель не успел задать вопрос, а они уже тянут руку, чтобы ответить. Обычно им не хватает глубины восприятия и тщательности при выполнении заданий. В тетрадках у них много ошибок "из-за невнимательности", из-за того, что не вникли в то, что от них требовалось, из-за желания поскорее закончить работу, даже не доведя ее до конца.
Копуши не успевают за классом. Они дольше всех готовятся к уроку, медленно выполняют задания, не успевают доделать контрольные до конца, не сдают работы в установленный для всех срок. Они хуже пишут контрольные работы, т.к. частично их внутренние силы расходуются на переживание ситуации: напряжённость от осознания ответственности делает их ещё более медлительными, чем обычно.

Школа не занимается взаимоотношениями вашего ребёнка со временем. В этом можете помочь ребёнку только вы. 

2. Занимаясь с такими ребятами дома, учитывайте фактор времени. 

От торопыг требуйте старания и тщательности, внимания и вдумчивости при выполнении всех без исключения частей задания. Если работа выполнена некачественно, её лучше переделать. Переделка потребует дополнительных временных затрат. Торопыги быстро сориентируются и, экономя время, будут работать качественнее. Их вообще нетрудно бывает нацелить на конечный результат. Для достижения цели от них, конечно, потребуется незначительное волевое усилие. Но оно им по силам. С торопыгами действуйте очень последовательно, следите за логичностью своего поведения, постоянством собственных оценок и требований. 

Ситуация с копушами сложнее. Родительская требовательность, а тем более жесткость, практически бессильны: сами по себе они не дадут плодов. Таким ребятам нужны специальные тренинги: выполнение заданий на время. Сначала простых, нетрудных для ребёнка, потом всё более и более сложных. Перед взглядом копуши должны быть часы. Ребёнок может научиться осознавать, что затраченное им время должно быть прямо пропорционально объёму и сложности выполняемой работы, и научиться не терять время впустую. И не только во время занятий русским языком, а в жизни вообще.

Не торопите копуш явно, не давите на них: это заставит ребёнка переживать ненужные стрессы. Копуши плохо реагируют на нервозность взрослых. Они нуждаются в активизации их внутреннего эмоционального состояния, но позитивными средствами: одобрением, игрой, шуткой. Помните, чаще всего такой ребёнок достаточно старателен: это у него в природе. Проблема не в его отношении к работе, а во внутреннем биологическом ритме. Медлительные ребята могут компенсировать невысокий темп качеством исполнения работы и организованностью. Организованность - это и есть умение распределять время.

Не торопите копушу, если он хочет осмыслить свои задачи, понять суть задания или учебного материала. Здесь помочь могут только развитие логики ребёнка, умения выделять главные и второстепенные компоненты информации, соотносить знакомое и новое, представлять явления в их системных связях, т.е. развитие его интеллектуальной сферы. Над проблемой можно и нужно работать, но понимая, что быстрый результат маловероятен.

Очень полезны для копуш тренинги, задача которых - автоматизация навыков и умений. При отработке материала, многократных повторениях уже осознанного материала темп не только можно, но и нужно варьировать, т.е. менять, добиваясь быстрых ответных реакций, ведь условия для них вы уже заложили. Задаваемый вами темп должен быть переходным от природного внутреннего темпа ребёнка к более высокому, требуемому в школе. При этом вы существенно расширяете диапазон возможностей ребёнка, развиваете способность быть разным, и в том числе быстрым.

Попробуйте начать подобные тренинги с освоения простых алгоритмов бытовых или учебных действий. Схема: предлагается алгоритм, чёткий и понятный. Затем действие выполняется многократно, внимание фиксируется на успехе ребёнка. Ваша задача, чтобы сын или дочь вначале убедились, что, действуя по новой схеме - вашему алгоритму, они избегут ошибок. Следующий шаг - тренинг, направленный на то, чтобы алгоритм стал привычным, своим, а действие по нему не вызывало затруднений. На этом этапе реакции копуш могут быть столь же уверенными и быстрыми, как у торопыг. 

Родители копуш, не расстраивайтесь. Из таких ребят вырастают прекрасные научные работники, они замечательно реализуют себя и в других профессиях, требующих скрупулёзности, тщательности, вдумчивости, наблюдательности. Не боритесь с темпераментом ребёнка, лучше делайте ставку на развитие природных данных, свойственных таким детям. Старательность + целеустремленность или старательность + ответственность, к примеру, могут стать залогом  успехов в учёбе.

3. Занимаясь с ребёнком дома, не давайте ему длинных заданий.

Длинные задания не любят ни копуши, ни торопыги. Одни тратят на их выполнение слишком много времени, а другие начинают торопиться, и качество выполнения задания снижается. Значит, длинные задания активизируют негативные качества обоих типов.
Большой объём, длинные упражнения действуют пугающе, парализующе. Любой ребёнок с бо´льшим удовольствием сделает 3-4, а то и 5-6 небольших заданий, чем одно длинное. В результате за одно и то же время вы сможете проработать бо´льший по объёму материал.
И еще важный педагогический фактор: при выполнении больших заданий контроль отсрочен. Если тема не усвоена, а имеенно в таких случаях и требуется тренировка, типовые ошибки будут повторяться. Работа может принести не пользу, а вред. Заучив что-либо неправильно, ребята будут повторять допущенные ошибки ещё долгое время.

4. Не забывайте совместно с ребёнком анализировать ситуацию, ход её развития.

Отношения со временем требуют осознания. Это вы видите, что сын или дочь - копуша или торопыга. Для них их внутреннее время - норма. Поэтому если вы поможете ребёнку лучше узнать самого себя, свои сильные и слабые стороны, то это уже очень много.

5. Не ругайте ребят за негативные результаты, связанные с их внутренним временем.

Это бесперспективный путь. Лучше без устали мотивируйте детей на новые попытки расширить свои временные рамки.