Когда ошибка должна служить примером

Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Молодцова С.Н.,  Пахнова Т.М., Пичугов Ю.С., Талалаева Л.Ф. Русский язык. Практика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.К.Лидман-Орловой. Изд. 16-е. М.: Дрофа. 2009. Тираж 30000 экз. Задание 20.      

 

 

Ошибка в задании. Слово здесь произносится точно так же, как пишется: [з'д'эс']. Судите сами: [д'] – звонкий согласный, он находится в сильной позиции, т.к. стоит перед гласным. [з’] – звонкий согласный в позиции перед другим звонким согласным, оглушаться он никак не может. По законам русской фонетики это невозможно.

Сравните с другим словом: сдача. Мы произносим: [здач'а]. Почему? Потому что [д] – звонкий согласный, стоящий в сильной позиции перед гласным. Перед ним произношение глухого согласного [с] невозможно, потому что в русском языке действует закон оглушения парных звонких согласных в слабой позиции перед глухими и озвончения парных глухих перед парными звонкими. Дети делают ошибки в слове сдача, потому что передают буквой тот звук, который произносят.